К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Спор о будущем России: чем различаются экономические прогнозы Счетной палаты и Минэкономразвития

Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency via Getty Images
Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency via Getty Images
Прогноз восстановления российской экономики, опубликованный недавно Счетной палатой, во многом отличается от предшествовавшего ему прогноза Минэкономразвития. О том, чем вызваны эти различия и какие выводы можно сделать из сравнения двух документов, рассуждает научный сотрудник Института Гайдара экономист Иван Любимов

На днях Счетная палата опубликовала собственный прогноз восстановления российской экономики от последствий пандемии COVID-19. Ранее свой взгляд на то, каким будет восстановление экономики России от нанесенного ей урона, представило Министерство экономического развития.

Сама по себе публикация прогноза Счетной палаты — пусть и совсем небольшой, но все же шаг вперед в процессе формирования более сбалансированной структуры власти. Когда аналитические центры развиваются в разных сегментах государственного аппарата, появляется возможность для взаимного контроля и обсуждения различных экономических диагнозов и рецептов. А публичность таких обсуждений позволяет участвовать в нем общественности, пусть преимущественно и в роли наблюдателя.

Такие шаги помогают отдельным сегментам российской власти эволюционировать в сторону институтов, установившихся в развитых странах. Например, Центральное бюро планирования Нидерландов не только составляет макроэкономические прогнозы, но и оценивает предвыборные платформы политических партий с точки зрения выполнимости сделанных ими обещаний. Подобные шаги отдельных российских ведомств в некоторой мере отдаляют Россию от венесуэльского сценария сворачивания открытости и деградации экономической аналитики. Стоит напомнить, что на протяжении 2010-х власти этого латиноамериканского государства все больше и больше отказывались от публикации важных блоков макроэкономической статистики. Увы, несмотря на шаги к публичности со стороны отдельных российских государственных институтов, увеличение открытости пока не стало трендом для российской власти. Так, значительная часть бюджетных расходов сегодня относится к категории секретных.

 

Счетная палата спрогнозировала резкое торможение экономики в 2021 году при повторном карантине

На первый взгляд, прогноз Счетной палаты отличается от взгляда Министерства экономического развития преимущественно оценкой возможного влияния шока COVID-19 на российскую экономику. Летнее угасание пандемии давало надежды на то, что пиковые значения заражаемости, смертности и экономических потерь, которые наблюдались весной, были не локальными, то есть соответствующими лишь первой волне, а глобальными, характеризовавшими пандемию в целом. Иными словами, многие начинали верить в то, что худшее уже осталось позади.

 

Эти надежды, увы, не оправдались, по крайней мере с точки зрения распространения заболеваемости. Такое развитие событий делает необходимым составление прогнозов с заметно отличающимися друг от друга сценариями, включая и такие, в которых вновь используется политика серьезных противоэпидемических ограничений и возникают связанные с ними крупные издержки для экономики. Наряду с более благоприятным сценарием, такой ход развития событий рассмотрен в прогнозе Счетной палаты.

Сравнительно благоприятный прогноз подразумевает более быстрое восстановление мировой экономики и соответствующую реакцию России на это восстановление, во многом связанную с благоприятной конъюнктурой сырьевого рынка. Более консервативный сценарий подразумевает и в следующем году использование масштабных ограничительных противоэпидемических мер в разных странах мира, из-за чего восстановление глобальной экономики будет происходить медленнее, что скажется и на ее российском сегменте.

Стоит отметить, что предположения и выводы, которые отражены в прогнозе Счетной палаты, отнюдь не бесспорны. В частности, в отчете утверждается, что «реальные заработные платы росли на протяжении всего 2020 года». Однако это среднее изменение, в то время как детали формируют не столь благоприятную картину произошедшего. Действительно, в таких отраслях, как ВПК, энергетика или бюджетная сфера выпуск не прекращался, поэтому работникам этих секторов удалось избежать потерь в своих доходах. Основной удар от экономических последствий пандемии приняли на себя несколько секторов сферы услуг, в которых произошло существенное сокращение заработков. Что касается предпосылок, то прогнозом, в частности, предполагается, что трудовые доходы будут восстанавливаться в том числе и за счет измерения возрастной структуры и сокращения размера рабочей силы. Однако этот эффект на небольших горизонтах времени может оказаться значительно более скромным.

 

Минэкономразвития спрогнозировало сроки возврата экономики на докризисный уровень

Кроме прогноза восстановления, доклад Счетной палаты содержит и другое, не менее важное возражение Министерству экономики. В заключительной части прогноза аудиторов указывается на невозможность достижения в ближайшие годы темпов экономического роста 3% и более из-за недостаточности их долгосрочной составляющей. Более высокий долгосрочный экономический рост возможен в случае перераспределения бюджетных расходов в пользу сфер образования, здравоохранения и инфраструктуры, а также снижения издержек инвестирования.

Это возражение Счетной палаты Министерству экономического развития, ранее оценившему темпы роста экономики в ближайшие годы в 3% и более, представляется не менее важным. В прогнозе Счетной палаты указывается, что для достижения более высоких темпов экономического роста российской экономике требуется соответствующий уровень инвестиций и импорт технологий. Оба процесса, однако, связаны с отраслевой структурной трансформацией в виде появления более сложных и производительных экспортных отраслей. Последнее в том числе требует более быстрых улучшений самой власти, включая уменьшение уровня коррупции и увеличения компетентности бюрократии.

Во многом именно этими свойствами определяется качество государственного регулирования, от которого не в последнюю очередь зависят успех и приоритеты отраслевой политики. Однако развитие качества государственного управления в России уже продолжительное время оставляет желать лучшего. И вряд ли оно существенно улучшится в ближайшие годы.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

 

Страны, которые ошиблись: кто возвращает карантинные меры из-за нового скачка заражений COVID-19

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+