В воскресенье истек срок ультиматума, предъявленного Светланой Тихановской Александру Лукашенко, и на улицы вышли сотни тысяч людей. В понедельник появились сообщения о забастовках на крупнейших белорусских предприятиях, включая МАЗ и «Гродно Азот». Но некоторый бизнес происходящего как будто не заметил. Первый магазин косметического ретейлера «Золотое яблоко» откроется в торгово-развлекательном центре Galleria Minsk в столице Белоруссии. Об этом Forbes рассказал Булат Шакиров, президент группы компаний Praktika (управляет ТРЦ) и президент Союза торговых центров (Россия, Белоруссия, Казахстан). Информацию подтвердил представитель косметического ретейлера. На прошлой неделе был подписан договор о намерениях.
Красота и не только
Магазин расположится на первом этаже ТРЦ, его торговая площадь составит 1000 кв м. Общая площадь Galleria Minsk 100 000 кв. м, объект принадлежит компании «Галерея Концепт», в его строительство было вложено $150 млн. Для нового оператора, по словам Шакирова, к концу года освободят пространство от шести арендаторов. Ставка аренды в подобных объектах в Минске сегодня может составлять €15-18 за кв. м в месяц (то есть $215-255 в год. — Forbes) плюс процент от товарооборота, оценивает управляющий директор и партнер Colliers International в Белоруссии Денис Четвериков.
Инвестиции в проект — более 300 млн рублей, добавляет представитель «Золотого яблока». Для покупателей магазин откроется к лету следующего года, говорит Шакиров.
Ассортимент не будет отличаться от российского, продолжает представитель «Золотого яблока»: компания сотрудничает с большинством крупных производителей парфюмерии и косметики: Chanel, Dior, Giorgio Armani, Tom Ford Beauty, Clarins, Shiseido, Maison Francis Kurkdjian, Clinique, Estée Lauder. В магазине будут большие отделы с азиатской и органической косметикой.
Планы по дальнейшей зарубежной экспансии в «Золотом яблоке» комментировать не стали.
«Золотое яблоко» занимает четвертое место среди крупнейших в России парфюмерно-косметических сетей (данные «Infoline-аналитики»). Первый магазин компании открылся в 2004 году. Сейчас, по ее данным, открыто 17 магазинов «Золотое яблоко» в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Челябинске, Самаре, Казани, Хабаровске, Саратове и Нижнем Новгороде. Средняя площадь супермаркетов в России — 1500 кв м. Совладельцы компании не раскрываются. В 2016 году представитель сети говорил газете «Ведомости», что ее бенефициары — Иван Кузовлев и Максим Паняк. В 2019 году, по оценке «Infoline-аналитики», выручка сети составила 16,8 млрд рублей.
Слишком вирусный маркетинг. Тина Канделаки о том, что случилось с рынком косметики из-за пандемии
Ничего личного, просто бизнес
Интерес российских ретейлеров к белорусскому рынку нарастает, считает Шакиров. Например, в сентябре стало известно, что в Белоруссию вышла российская сеть магазинов одежды и товаров для дома со скидками Familia. Магазин площадью 1500 кв. м появился в той же Galleria Minsk. В планах сети до конца года открыть в Белоруссии еще несколько точек, а в течение полутора лет — до 15 магазинов на зарубежных рынках.
Идет взаимная интеграция двух стран, считает Шакиров. Ретейлеров привлекает рынок Белоруссии, поскольку он гораздо меньше российского пострадал от пандемии коронавируса, продолжает эксперт, торговые центры в стране не закрывались и продажи уже на доковидном уровне. Об этом же говорил в интервью изданию «Белорусский партизан» исполнительный директор NAI Global в Беларуси Андрей Алешкин: «В первые месяцы вирусной лихорадки было зафиксировано большое падение посещаемости ТЦ и, как следствие, выручки арендаторов. Однако постепенно ситуация улучшалась, и уже к сентябрю данные показатели (посещаемость и выручка) практически вернулись к своим прошлогодним значениям». Посещаемость Galleria Minsk снижалась на 30-40 % во время пиков пандемии в марте, апреле и мае, говорит Шакиров, но на сегодняшний день восстановилась в полном объеме, на 100%.
«Наши кризисные сценарии были не такими уж кризисными»: как мода и люкс переживают пандемию
Косметический рынок всей Восточной Европы (более 20 стран) оценивается примерно в $30 млрд и Белоруссия на нем не самый крупный, но заметный игрок, говорит Анна Дычева-Смирнова, гендиректор Reed Exhibitions Russia (организатор крупнейшей российской косметической выставки InterCHARM). Для сравнения, объем рынка России $12 млрд. По словам Дычевой-Смирновой, Белоруссия имеет сильную базу производства упаковки для косметической отрасли постсоветского пространства, там также есть крупные производители косметики. Если сравнивать косметические рынки России и Белоруссии, то темпы роста у последней примерно в два раза выше, а сам рынок существенно меньше, рассуждает Дычева-Смирнова. Выход в Белоруссию «Золотого яблока» она назвала «логичным». Российской компании предстоит работать на территории Таможенного союза ЕАЭС, отмечает эксперт: «это хороший способ масштабирования удачно выстроенной российской модели на похожий, но пока не настолько зрелый рынок».
Как протесты изменили рынок белорусской недвижимости
Рынок Белоруссии, особенно Минска, является привлекательным для российских ретейлеров и более перспективным, чем не только большинство рынков региональных городов России, но и некоторых городов-миллионников (например, Омска или Волгограда), говорит Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-аналитики». По его словам, белорусский рынок привлекателен как с точки зрения среднего уровня доходов населения, так и с точки зрения структуры потребления косметики и парфюмерии высокого ценового сегмента.
Несмотря на нестабильную политическую ситуацию, динамика оборота розничной торговли непродовольственными товарами в Белоруссии в сентябре лучше, чем в России, говорит Бурмистров. При этом продажи парфюмерно-косметических товаров в Белоруссии в денежном выражении выросли за девять месяцев 2020-го на 7,9%, в то время как в России динамика в рублевом выражении по итогам девяти месяцев была отрицательной — снижение рынка превысило 15%, заключает эксперт. При этом Шакиров, представитель «Золотого яблока» и другие опрошенные Forbes эксперты из России и Белоруссии отказались комментировать риски, которые компания может понести в связи с политической нестабильностью.
Крупнейшие парфюмерно-косметические сети «Л’Этуаль» и «Иль де Ботэ» работают только в России. На запрос Forbes о планах выхода за рубеж в «Иль де Ботэ» не ответили. Представитель «Л’Этуаль» от комментариев отказался.