Пожить в палатке за 80 000 рублей: кто зарабатывает миллионы на отдыхе на природе в Подмосковье
«Каждые выходные мы забиты под завязку», — рассказывает Сергей Петров, сооснователь глэмпинга «Под небом», прогуливаясь по живописной территории среди высоких сосен. Идея открыть палаточный отель с удобствами на севере Подмосковья с премиальным сервисом у Петрова и его партнера Антона Сержантова возникла в мае. А в середине июля глэмпинг на берегу Пестовского водохранилища (в поселке Тишково Пушкинского района) встретил первых гостей. По результатам первого месяца работы палаточный отель принес несколько миллионов рублей выручки.
Спрос на загородный отдых существовал всегда, утверждают эксперты, но такого бума, как в этом году, туристическая отрасль еще не видела. Ограничения на выезд россиян за рубеж из-за ковида дали импульс развитию российских направлений. На волне популярности внутреннего туризма предприниматели Петров и Сержантов планируют тиражировать успех — открыть еще пять глэмпингов в разных регионах страны в течение следующего года. Как владельцы десятка палаток стали бенефициарами кризиса на туррынке?
Палатка, душ, Wi-Fi
Глэмпинг — это разновидность отдыха на природе в комфортных условиях: вместо палаток гости живут в специальных модулях с кроватями, в лагере есть электричество, интернет и водоснабжение. Формат зародился в Великобритании около 20 лет назад и сейчас набирает популярность во всем мире. Согласно данным Grand View Research, до 2025 года средний рост рынка глэмпингов в мире составит 12,5% и через пять лет его общий объем достигнет $4,8 млрд. «В России рынок начал развиваться четыре года назад и растет быстрыми темпами», — комментирует Жанна Кира, президент Ассоциации глэмпингов России и генеральный директор компании по производству палаток «Дикий дом». В 2019 году по всей стране работало 64 глэмпинга, за год их число выросло до 150. К 2021 году ассоциация прогнозирует еще двукратный рост.
Больше всего глэмпингов насчитывается в Московской области, но также есть в Ленинградской, Калужской, Тульской, Нижегородской областях, на Байкале и Алтае, в Карелии, на Камчатке и Урале. Выбор места — ключевой этап в создании глэмпинга, от него зависят экономические показатели. Чтобы открыть свой глэмпинг, необходим земельный участок от 1 га с ровным рельефом без густой растительности и желательно с инфраструктурой: водоем поблизости, живописный лес или животная ферма. «Вода и лес привлекают туристов, ведь это возможность искупаться или прогуляться в тени деревьев, порыбачить или собрать ягоды, грибы, — объясняет Жанна Кира. — Не менее важны такие факторы, как транспортная доступность и возможность подключения коммуникаций».
Одним из первых глэмпингов стал «Лес и море», который открылся в Тверской области летом 2015 года. У основателей не было опыта в гостиничной сфере, это было увлечение, сначала лагерь работал «для своих» и лишь в 2016-м стал принимать постояльцев за деньги. «Когда мы начинали, еще не было такого понятия, как глэмпинг. Мы хотели создавать так называемые adventure camp [от англ. «лагерь приключений»] в труднодоступных красивых и соответственно дорогих местах», — рассказывает Виталий Борщенко, совладелец «Лес и море» (включает два объекта в Тверской области и на Алтае).
Первый проект Борщенко с партнерами решили реализовать где-то поближе: в 170 км от Москвы, близ города Калязин, на острове посреди реки Волги поставили 10 брезентовых палаток с удобствами. На старте в глэмпинг было вложено 17 млн рублей: возведение и мебелирование палаток, санблок, ресторан, подвод коммуникаций, персонал, обслуживающий проект. Конкуренции не было, говорит сооснователь, гости быстро распробовали новый вид отдыха, особенно популярным глэмпинг стал у молодоженов, в живописном месте часто организовывали свадьбы. Выручка от мероприятий составляла 50-60% дохода. Сейчас в «Лес и море» приезжают семьями, цена палатки на двоих в Калязине составляет около 17 000 рублей за ночь. Лагерь на Алтае (состоит из 6 палаток) — дороже, 45 000 рублей за ночь. Причем свободных мест в алтайском глэмпинге уже нет до конца текущего сезона. Выручка глэмпинга в Тверской области составляет 20 млн рублей за сезон, на Алтае — 25 млн рублей.
«Очевидные преимущества глэмпинга как бизнеса по сравнению с классическим отелем: небольшие стартовые инвестиции, гибкость в операционном управлении, быстрая окупаемость, — перечисляет Евгения Тучкова, заместитель директора департамента стратегического консалтинга Colliers International. — Кроме того, это возможность органического расширения номерного фонда. Например, для начала устанавливается 10 палаток-домиков, затем по мере роста спроса и узнаваемости докупаются новые». С другой стороны, деятельность таких объектов носит сезонный характер, часто они располагаются в труднодоступных местах, где сложно или запрещено капитальное строительство, отмечают в CBRE.
Загрузка лагерей «Лес и море» на Волге и Алтае всегда была стопроцентной, даже до пандемии, говорит Борщенко. Тем не менее его первый проект окупился только в этом сезоне. «Самая главная сложность и беда этого бизнеса — сезонность, — признает бизнесмен. — Мы работаем с мая по сентябрь, а содержать лагерь и топовую команду нужно круглый год». С учетом российского климата брезентовые палатки быстро изнашиваются: пыльца, влажность, плесень. За четыре сезона Борщенко пришлось обновить свой лагерь на 100%. Сейчас он задумывается о более практичной форме строительства — эколодж (типовые модульные домики по типу бунгало, расположенные в нетронутых природных местах).
«Сейчас многие предприниматели задумываются об открытии глэмпинга: стоимость одной палатки под ключ составляет 500 000-600 000 рублей. Лагерь из десяти палаток в хорошей локации окупается за два сезона. В то время как среднему отелю нужно 12-15 лет», — говорит Жанна Кира. Формат глэмпинга имеет неоспоримые преимущества, подтверждает новоиспеченный глэмпельер Сергей Петров из глэмпинга «Под небом»: «Это выгодно: палатки не являются объектом капитального строительства, не требуют дополнительных разрешений и возводятся очень быстро». Более того, Минэкономразвития при поддержке Ростуризма пообещало субсидировать строительство глэмпингов и модульных гостиниц (с 2020 года на грантовую поддержку предпринимателей в сфере туризма в федеральном бюджете заложено 54 млн рублей в год).
В этом сезоне компания «Дикий дом» отшила и распродала несколько сотен шатров (производство находится в подмосковном Щелково), а разработку концепции ожидает длинная очередь из будущих глэмпельеров. По словам Жанны Киры, глэмпинг — хорошая бизнес-идея для начинающих бизнесменов, чтобы быстро возвести лагерь на пустой земле и сразу начать зарабатывать. С другой стороны, это шанс для опытных владельцев загородных отелей расширить номерной фонд без больших затрат, задействовав прилегающую территорию, которую зачастую не используют. Например, глэмпинг «ЛесОК» в Ленинградской области был создан в 2018 году на базе уже существующего пикник-парка у озера Банное в 43 км от петербургской КАД. На территории работали питомник с собаками хаски, гриль-домики, прокат лодок.
«Решение о вводе палаток было обусловлено необходимостью развивать экономику парка, чтобы гости задерживались здесь дольше», — объясняет Анна Кропотухина, сооснователь и генеральный директор «ЛесОК». Сейчас лагерь включает 10 палаток: пять из них утепленные и работают круглый год, об установке еще пяти решение было принято экстренно в мае из-за возросшего спроса на отдых на природе. Это обошлось в 0,75 млн рублей (по 150 000 рублей за палатку облегченного формата). К концу летнего сезона планируется, что эти вложения уже окупятся. «С середины апреля начался ажиотаж на бронирование. В Ленобласти жестких ограничений на отдых для двоих не было», — говорит Кропотухина. Средняя цена палатки составляет 4000 рублей в сутки.
Похожая история у предпринимателя из Тульской области Дмитрия Гасилова. У него уже была база отдыха «Гуляй город» на берегу реки Оки с гостиницей и рестораном, но часть территории регулярно затапливалась и была непригодна для капитальной застройки. Тогда Гасилов решил разбить на этом месте палаточный лагерь с удобствами.
Подмосковное Сен-Тропе
«Наши гости — люди с загранпаспортами, которые в этом сезоне по понятным причинам не смогли уехать отдыхать за рубеж», — говорит Сергей Петров. У Петрова немало историй, как люди стали гостями глэмпинга «Под небом», например, у одних сорвался девичник на Мальдивах, и они провели несколько дней на Пестовском водохранилище и остались очень довольны.
Идея заняться гостиничным бизнесом Петрову и Сержантову пришла после того, как партнеры решили проанализировать рынок. Они заметили колоссальную диспропорцию: объем рынка внутреннего туризма в России по итогам 2018 года составил около 60 млрд рублей, а выездного — 234 млрд рублей (статистика АТОР и Росинфостат). Выходит, деньги, которые россияне не смогут потратить в этом сезоне за рубежом, должны перераспределиться на внутренний рынок, рассудили предприниматели.
Чтобы проверить гипотезу и измерить спрос, Петров и Сержантов запустили онлайн-рекламу в социальной сети Instagram. У обоих обширный опыт в рекламном бизнесе, основанная ими компания «Облако кликов» является крупным оптовым поставщиком трафика в интернете. Когда в соцсетях появилась первая реклама «Пятизвездочный отдых в палаточном отеле», проект существовал лишь на бумаге. «Не было ни земли, ни палаток, только идея и несколько инвесторов, которых изначально мы привлекли на другой наш проект в IT-сфере», — рассказывает Петров. Картинки глэмпингов взяли из интернета, предложив людям услугу предварительного бронирования. Потенциальные клиенты тут же среагировали, посыпались заявки.
В Москве еще не были сняты меры самоизоляции, как в несуществующий глэмпинг выстроилась очередь из желающих отдохнуть на природе в Подмосковье. Петрову и Сержантову это было только на руку: 15 июня они разбили палаточный лагерь, наняли бригаду для уборки мусора с территории, завезли технику, чтобы восстановить дорогу для подъезда на легковых автомобилях. В конце 1970-х, к Олимпиаде, в этих местах строили спортивные базы. Последние 30 лет сюда приезжали жители соседних районов, устраивали дискотеки, жарили шашлыки.
«Нам достался небольшой кусок асфальтовой дороги, выжженная кострами земля и огромные мусорные ямы, которые пришлось разгребать вручную», — рассказывает Антон Сержантов. Глэмпинг «Под небом» построили за четыре недели, закупили палатки у «Дикого дома». Разработкой концепции и возведением Петров и Сержантов занимались сами, мебель частично закупили в IKEA, Hoff и у небольших мастерских из регионов, «комнаты» оформили декораторы. Теперь это место не узнать: на 18 га расположено 12 двухместных и трехместных палаток и ресторан. Территория облагорожена и засеяна сочным зеленым газоном, повсюду пышные кусты папоротника, чистая береговая линия. «Местные называют этот район подмосковным Сен-Тропе из-за количества элитных поселков вдоль берега и яхт жителей, которые проходят здесь», — говорит Сержантов. В обустройство глэмпинга партнеры вложили 25 млн рублей.
Хайп на глэмпинге
Пик спроса на отдых в Подмосковье, как правило, приходится на май-сентябрь, но в этом году из-за позднего открытия объектов это июль-октябрь, говорит Илья Уманский, гендиректор одного из туроператоров-лидеров на внутренних направлениях «Алеан». «За последние три месяца спрос на отдых в Подмосковье вырос на 40%. После пандемии туристы стали рассматривать глэмпинги как «второй дом» и возможность совместить полезный отдых с работой, так как многие продолжают работать удаленно», — говорит Уманский.
Отдых в глэмпингах — это свежий тренд, который постепенно развивался в России, но заметно ускорился во время пандемии на волне возросшей популярности на загородный отдых в целом. «Сегмент для российского гостиничного рынка новый, поэтому пока сложно оценить его объем», — объясняет Татьяна Белова, директор направления индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE. По оценке Cushman & Wakefield, доля глэмпингов составляет не более 10% от гостиничного рынка Подмосковья. «На сегодняшний день глэмпинги являются нишевым форматом отдыха, — соглашается Ольга Широкова, директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank. — Хайп закончится, и люди, рассматривающие отдых в Подмосковье, вернутся к максимально комфортному классическому отдыху в пансионатах и гостиничных комплексах с ресторанами, бассейнами, SPA».
По мнению аналитиков, глэмпинги и пансионаты привлекают разную аудиторию, поэтому говорить о прямой конкуренции не стоит. «Такой формат предполагает эксклюзивность во всем: дизайнерское оформление, дорогие отделочные материалы, что привлекает платежеспособную аудиторию, желающую комфортно отдохнуть на природе», — комментирует Марина Смирнова, партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield.
«Интерес к глэмпингам проявляет платежеспособная аудитория 20-40-летних с высоким уровнем ожидания. Такой формат рассчитан преимущественно на московскую публику, где бы ни находился сам лагерь: в Подмосковье, на Алтае или Камчатке. Потому что такой отдых не считается бюджетным и далеко не каждый готов за него платить», — говорит Яна Уханова, руководитель отдела гостиничного консалтинга JLL. На сайте-агрегаторе «Глэмпинг.рф» стоимость суток в глэмпинге начинается от 1000 рублей за ночь («Песочня Кемп», Калужская область) и доходит до 25 000 рублей (Sarozero Home, Ленинградская область).
Подмосковный рынок глэмпингов на данный момент не насыщен, считает Жанна Кира из «Дикого дома». «Основная проблема региона — это небольшая глубина бронирования, максимум на двое суток. Люди готовы отдыхать в Подмосковье с пятницы по воскресенье, в то время как глэмпинги в Карелии или на Алтае принимают людей на неделю», — отмечает эксперт. Владельцы «Под небом» нашли решение проблемы — они предлагают «турпакет» с питанием и досугом: тур на пять будних дней стоит 49 900 рублей на одного человека, на выходные — 29 900 рублей.
В основном в глэмпинг приезжают пары, которые хотят провести романтические выходные на природе, или родители с детьми. Средний чек «Под небом» составляет 80 000 рублей. «Ценник высокий, но спрос только растет, — объясняет Петров. — У нас отдыхают состоятельные гости, для которых важен хороший сервис и комфорт. Например, мы организуем трансфер на катере от московского Речного вокзала до глэмпинга — всего час пути по воде с бокалом шампанского». В выходные загрузка «Под небом» составляет 90-100% и около 70% в среднем с учетом будних дней. Загрузку легко регулировать с помощью платных каналов продвижения, говорит Петров: сториз в Instagram, публикации в Facebook, контекстная реклама по тематическим запросам типа «глэмпинг», «отдых в Подмосковье» и др.
В следующем сезоне Петров и Сержантов планируют расширить лагерь до 21 палатки и построить панорамную сауну среди сосен. Основное направление подмосковного проекта — это водные виды спорта и развлечения: купание в водохранилище, прогулки на катере, вейкборд. «Сейчас мы работаем над сетью лагерей: хочется, чтобы при аналогичном уровне комфорта гости получали разные виды приключений: водные виды спорта, горные лыжи, пляжный отдых или проживание на территории винодельни, например», — перечисляет Сержантов. Второй лагерь «Под небом» планируют открыть к зимнему сезону на Приэльбрусье, а всего в течение 2021 года — пять новых глэмпингов в разных регионах страны.
«У нас в России много красивых мест, но плохой сервис и часто туристам банально негде остановиться, — заключает Петров. — Мы просто вовремя увидели, что спрос на глэмпинги есть, подхватили тенденцию и будем расти в этом направлении. Благо, формат позволяет это делать быстро».