К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Хотелось бы переехать в другую страну»: как бизнес пережил карантин и теперь ждет возрождения НЭПа

Фото Сергея Ермохинв / ТАСС
Фото Сергея Ермохинв / ТАСС
Предприниматели пока еще верят в восстановление спроса, совсем не верят в эффективность господдержки, а также допускают возвращения в 1990-е и к НЭПу «в самом плохом его виде» — таковы выводы исследования, проведенного ФОМ совместно с 23 исследовательскими компаниями в российских регионах

Исследование «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии» проводил ФОМ совместно с 23 региональными исследовательскими компаниями. Социологи провели 26 фокус-групп и 13 глубинных интервью с предпринимателями из разных отраслей и регионов. В исследовании приняли участие 100 бизнесменов из 26 городов страны.

«Многие уверены, что им никто не поможет»»

Бизнес по-разному оценивает реальную опасность коронавируса, но на всех без исключения повлияли административные ограничения. Предприниматели слушали прямые обращения Владимира Путина и надеялись на помощь государства, причем даже те, кто в обычных условиях привык рассчитывать только на себя. Большинство в своих ожиданиях обманулось.

Какой именно поддержки хотел мелкий и средний бизнес?

 

1. Чтобы господдержка покрывала основные расходы за время простоя (выплата зарплат, аренда, налоги, платежи по кредитам).

«У нас есть выходной день за счет работодателя. За какой «счет работодателя»? Вот просто — ЗА КАКОЙ?» (Воронеж, гостиничный и ресторанный бизнес)

 

«У государства есть прямые доходы от меня лично — это налоги. Если бы государство отменило все мои налоги, то мне бы этого хватило в дальнейшей перспективе как минимум покрыть полтора-два месяца аренды — если бы мне не пришлось сейчас платить налоги за свою деятельность». (Москва, сеть салонов красоты)

Среди ожидаемых вариантов налоговой поддержки есть три основных: полное освобождение от ряда налогов на весь период восстановления, временное снижение ставок и отсрочка уплаты налогов за 2019 год.

«Про кредиты — это вообще отдельная история. У меня бухгалтер говорит: я попробую. Она попыталась обзвонить банки, все, с кем сотрудничаем. Говорит, вот такой-то пункт в таком-то законодательстве, нам это положено. А ей говорят: ничего про это не слышали, ничего не знаем». (Воронеж, гостиничный и ресторанный бизнес)

 

2. Чтобы получить господдержку было просто

Опрошенные ФОМ и их коллегами предприниматели в целом положительно оценили механизм выделения государственных субсидий.

«А как же? Это же хорошее время, когда можно от государства получить хоть что-то за то, что мы платим налоги постоянно. Мы очень хорошо получили. Это вообще самая простая субсидия, которую я наблюдал за всю свою практику. Заходишь на сайт налоговой, вбиваешь ИНН, и если он подходит, нажимаешь кнопку «Получить поддержку» и получаешь поддержку. Всё. Там приличная сумма, у нас 100 человек работает почти». (Курск, производство и продажа ортопедических изделий и протезов)

Но вот система льготного кредитования работала со скрипом.

«Вначале банки просто старались устраниться от выполнения наложенных на них обязательств, «прикидываясь валенками»: «распоряжение еще не принято, у нас еще ничего не придумано, то есть мы, может быть, будем давать отсрочки через два месяца». А впоследствии превратили процедуру оформления помощи в практически невыполнимую, создали огромное количество препон: ««Золушка, хочешь поехать на бал? Вот, пожалуйста, перебери те зерна, собери, помой, постирай и тогда ты поедешь на бал!» — без феи не обойтись», — приводят слова респондентов авторы исследования.

 

3. Не делить бизнес на пострадавших и не пострадавших

Список наиболее пострадавших отраслей отсек от госпомощи огромное количество предпринимателей. «Слова «не попали в список», «не подошли ОКВЭДы», «это не про нас» и т.п. прозвучали на фокус-группах из уст большинства информантов», — пишут авторы исследования.

«Формальное отношение к этим кодам. Потому что когда-то где-то кто-то назначил не ту цифру. При подаче декларации на это никто не обращал внимания, т.е. ты налоги уплачиваешь — и хорошо, ты молодец. А когда доходит дело до помощи от государства, здесь уже начинается копание — не та цифра, не столько цифр. Оказывается, только там, где четыре цифры [совпали], оказывается помощь». (Йошкар-Ола, розничная торговля непродовольственными товарами)

«А если бы было как в Германии, как в других европейских странах, когда там, действительно, идет реальная поддержка. Там не спрашивают, какой у тебя ОКВЭД. Идет реальное перечисление денег« (Казань, программное обеспечение)

 

4. Отменить проверки

Мораторий на проверки правительство ввело, и некоторое время он работал, предприниматели положительно отзывались о готовности государства «не мешать» бизнесу. Но уже опасаются новых проверок.

«Я могу анонсировать. Хотите я сейчас сразу скажу про меры поддержки? 288 турфирм в чате города Воронежа. Из них десять смелых две недели назад, услышав про 12 тысяч, кинули свой клич и отправили заявление на получение из налоговой. Что вы думаете, им прилетело? Камеральная проверка за 2019 год, опа — всё! Предприниматели говорят: послушайте, ну вот как же, президент же сказал, что без проверок же, как же? Вот! Да, выездных проверок не будет, но камеральную — будьте добры предоставьте». (Воронеж, туризм, пассажирские перевозки)

Опрошенные бизнесмены недовольны мерами господдержки.

 

«У большинства предпринимателей к государству враждебное отношение. И они как будто противопоставляют себя им. Многие просто даже и не обращаются, потому что не верят, не надеются и уверены, что им никто не поможет». (Новосибирск, организация мероприятий)

«Работать только с теми, которые «не настучат»

По данным исследования, российский бизнес разделился на два лагеря — часть предпринимателей строго соблюдала режим самоизоляции, часть перешла работать «в подполье». Некоторые предприниматели не осознавали опасность коронавирусной инфекции для здоровья людей, другие просто не хотели допустить резкого падения доходов и сокращения доли рынка в пользу конкурентов. Однако практически все респонденты понимали, что кризис спровоцирует резкое пикирование платежеспособного спроса, и искали любые способы сохранить бизнес на плаву.

«Хотя официально розничная торговля была запрещена, но любой бизнесмен находит всегда пути, которые будут позволять ему выполнять свои действия» (Воронеж, розничная и интернет-торговля фурнитурой)

Как выяснили социологи, переход в «серую зону» для многих предпринимателей был сложным решением. «Это была проблема: решать — либо, если к нам приходит Роспотребнадзор, мы платим в районе 100 000 штрафа, либо мы теряем в месяц в районе 500 000» (Екатеринбург, салон красоты)

 

«По словам информанта, их салон вступил на путь подпольной деятельности спустя две недели после объявления всеобщей самоизоляции: было принято решение работать только с теми клиентами, в которых была уверенность, что они «не настучат»», — пишут авторы исследования.

Однако нелегальная работа не позволила предпринимателям компенсировать падающие доходы. Для многих предпринимателей стало сюрпризом, что клиенты попросту отказались от потребления услуг, которые требуют контакта с человеком, только из соображений риска для здоровья.

Пять стратегий

Опрос предпринимателей выявил пять основных стратегий российских предпринимателей во время карантина.

1. Сворачивание бизнеса по сценарию «game over»: часть руководителей быстро приняла решение о закрытии бизнеса или продаже его части, чтобы избежать накапливания долгов.

 

2. Сокращение расходов. Многие предприниматели стали урезать расходы на офисные и складские помещения, отказались от дорогого программного обеспечения, услуг сторонних организаций и инвестиционных затрат.

3. «Спячка» — предприниматели заняли выжидательную позицию, отложив активные действия до окончания режима самоизоляции, и предприняли минимум мер для урегулирования кредитных отношений с банками в надежде на нормализацию бизнеса после карантина.

4. Принцип работы «лягушки в молоке — готовность хвататься за любые заказы и гибкая ценовая политика. Некоторым компаниям пришлось сменить ценовой сегмент, например, переместится из бизнес-класса в эконом-класс и т.д.

5. Ставка на расширение бизнеса. Среди опрошенных встречались предприниматели, которые сумели найти точки роста в негативной рыночной ситуации.  Для некоторых компаний меры самоизоляции открыли «окна возможностей» (например, в сфере грузоперевозок и программного обеспечения), благодаря которым владельцы бизнеса успели мобилизовать ресурсы и даже заработать.

 

Как подчеркивают авторы исследования, в основе выбора стратегии лежали в основном объективные факторы — спрос на продукцию и услуги, жесткость карантинных мер в том или ином регионе, возможность уйти в онлайн или «серый сегмент», а также размер бизнеса, наличие кредитов, подушки безопасности, численность наемных сотрудников и  структура операционных расходов. Но важную роль в принятии решения играли и субъективные факторы — психологический типаж предпринимателя, стиль ведения бизнеса и «портфолио» выживания в предыдущих кризисах. В некоторых случаях предприниматели использовали комбинацию из стратегий. При этом план действия многие вырабатывали на ходу, поскольку о вводимых ограничениях и мерах поддержки предприниматели часто узнавали из новостей. По их словам, единого официального источника достоверной информации, с которым можно было бы сверяться для принятия решений, не было.  Зачастую решения были непоследовательными и нелинейными, отмечают авторы исследования.

Перспективы для бизнеса

Как выяснили социологи, практически все опрошенные предприниматели считают снижение доходов свершившимся фактом, однако мало кто готов бросить свое дело и уйти работать по найму. Сейчас бизнесмены готовы работать больше, а зарабатывать меньше. Для стимулирования спроса они планируют использовать набор антикризисных инструментов — демпинг (чтобы «добить» конкурентов), скидки, акции, смену сегмента рынка (уход в более массовый или, наоборот, элитарный сегмент), изменение каналов сбыта (в первую очередь переход в онлайн). Предприниматели надеются, что перечисленные меры позволят нивелировать сокращение спроса, а затем ситуация на рынке стабилизируется.

Основные проблемы в будущем

Одна из главных проблем — снижение платежеспособности населения. По данным авторов исследования, в этом сходятся практически все опрошенные.

«Хочется, чтобы платежеспособность населения увеличилась, мы от нее зависим напрямую. Чтобы народ начал зарабатывать, с ним будем зарабатывать и мы» (Калининград, ремонт одежды)

 

«Родители уже начали думать, что сокращения по зарплатам, да, пошло, и начали искать бабушек. То есть, получается, что наша востребованность, можно сказать, маленько пошатнулась».  (Томск, частный детский сад)

Особенно остро снижение платежеспособности ощутили те, чья деятельность не связана с товарами первой необходимости.

«Невозможно выжить без оборудования, невозможно выйти без товаров своих каких-то, без персонала. А вот без рекламы, люди считают, выжить можно. Поэтому нас отменили сразу же быстро, оперативно». (Краснодар, реклама и организация мероприятий)

Еще одна важная проблема — разрушение цепочек поставщиков.

 

«Мы понимаем, что наши поставщики с кормами закрываются, и мы не можем купить корма лошадям… Ветеринарная станция закрыта, а прививки делать надо, потому что закончится карантин, всё равно начнутся соревнования. То есть, соответственно, нас без прививок никто не выпустит». (Тула, конноспортивный клуб)

К чему все придет?

Большая часть опрошенных предпринимателей ожидает восстановления спроса. С оговорками о том, что будет трудно и работать придется очень много, большинство все-таки не верит в катастрофический сценарий. Но вот дальнейшее разрушение доверия к государству и переход в «серую» зону вполне вероятны.

Это не значит, что люди не будут работать. Будут, но незаконным образом. Будут, но только будут работать втихушку, втихушку и без каких-либо там налогов и юридических статусов. То есть переходим снова в эпоху 90-х, когда там бартером будем платить заработную плату, кто чем: ты мне бутылкой водки, а я там тебе, не знаю, колбасой… (Красноярск, частное дошкольное образование, начальные классы)

Нас ждет возрождение НЭПа в самом плохом его виде, мне представляется. Люди уйдут в гаражи, и гаражная экономика будет конкурировать жестко с экономикой государственной. (Саратов, бизнес в сфере строительства, аренда техники)

 

Участники исследования признают грядущее увеличение роли государства в экономике и жизни человека. Некоторых это пугает.

Хотелось бы вообще переехать в другую страну и дальше уже заниматься не в России всем этим. Ковид показал, какие дырки в нашем государстве есть, которые меня и так не устраивали, и сейчас они не устраивают в два раза больше. (Тула, сеть стоматологии)

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+