Доживем до 2030: какие пункты «июльского указа» Путина могут быть выполнены в реальности
Новые сроки национальных целей России на период до 2030 года подчеркивают, что в период пандемии сложно быть излишне амбициозным. Предполагалось, что основные задачи могут быть решены к 2024 году, однако теперь у правительства есть возможность работать с ними более размеренно. Тем не менее экономические цели остаются довольно сложными, а часть задач пока не привязана к численным ориентирам, что может затруднить их достижение. В целях есть показатели, связанные как напрямую с благосостоянием граждан, так и с бизнесом, и пока неясно, как правительство будет отвечать за совокупность этих чисел — с учетом принятия многих решений на микроуровне отдельных компаний и людей.
Почему были сдвинуты сроки?
Если сравнить национальные цели до 2024 года и до 2030 года, можно увидеть много схожего. И задачи по росту экономики, инвестиций и экспорта, и задачи по снижению бедности, и по строительству — все они вошли в оба списка. Почему тогда потребовались дополнения и изменения сроков? Можно предположить, что внешняя среда сыграла существенную роль. Пандемия — 2020 очень сильно снизила уровни выпуска в большинстве экономик, включая российскую (по ожиданиям Банка России — падение примерно на 5%), и этим сделала невозможным достижение почти всех целей, намеченных к 2024 году. Например, бедность по итогам 2020 года, вероятно, вырастет, несырьевой экспорт упадет, а инвестиции затормозятся так сильно, что потребуется пара лет для их восстановления. Поэтому в ближайшие годы мы не смогли бы достичь численных показателей национальных целей.
Часть задач «Цифровой экономики» до 2024 казалась излишне амбициозной уже в момент формулирования в 2019 году: например, 15 городов со связью 5G или доля России 10% в хранении и обработке данных. Поэтому уточнение приоритетов, которое должно произойти за следующие три месяца, может привести к более реалистичному плану действий.
Что удастся сделать в экономике
В программе есть много неэкономических вопросов, пусть и связанных с необходимыми расходами, таких как экология, переработка отходов или волонтерская деятельность. Тем не менее попробуем сфокусироваться на экономических задачах.
- «Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года». Эта задача не изменилась: уровень 2017 продолжает оставаться отсечкой, снижение предполагается примерно до 6,6%. Это сложно, поскольку за последние 10 лет данный показатель почти не меняется.
- «Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования». Это вполне реалистично с учетом числа сотрудников, занимающихся исследованиями. Сейчас по публикациям мы занимаем место рядом с первой десяткой (за период 1996–2019 — 12-е место, а в 2019 году уже 10-е место).
- «Улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год». Это очень амбициозная задача. Она, конечно, может привести к росту в целом ряде отраслей, потому что строительство подразумевает использование всего, от цемента до железа. Но, по данным Росстата, пик ввода жилой недвижимости пришелся на 2015 года и составил примерно 85 млн кв. м. Если население будет оставаться примерно в той же численности, как сейчас (менее 150 млн человек), не до конца понятно, будет ли предъявлен дополнительный спрос на новое жилье.
- «Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности». Вероятно, речь идет в том числе о низкой устойчивой инфляции и финансовой стабильности — то, что входит в мандат Банка России. Рост на среднемировом уровне, около 3-4%, будет достаточно сложной задачей, потому что у России относительно высокий ВВП на душу населения (мы в верхних 25% стран, если брать по паритету покупательной способности), и таким странам уже сложнее расти так же, как Индии. Среди стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) мы самые «богатые», поэтому план выглядит очень сильно. Многие аналитики оценивают потенциальный рост ВВП в России скорее в 1–2% из-за невысокого роста населения, относительно низкой нормы накопления капитала (инвестиции составляют в среднем около 21% ВВП) и низкого темпа изменения производительности.
- «Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции». Эта задача выглядит относительно несложной. С пенсиями ситуация проще, потому что их индексирует государство, хотя отсутствие увеличения в кризис 2015 года несколько снизило их уровень по сравнению с потенциально возможным. А вот с реальными доходами населения и их распределением все немного сложнее, потому что за последние 10 лет они почти не изменились. Технически это и означает рост примерно на уровне инфляции, но обычно при росте реального ВВП в 1–2% и реальные доходы должны бы постепенно увеличиваться.
- «Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года». А вот это выглядит очень амбициозной задачей. Если реальный ВВП будет расти в среднем на 2% за десятилетие, то он увеличится примерно на 22%; рост на 3% в среднем будет обозначать увеличение ВВП на 35%. Рост инвестиций на 70% в таком сценарии будет обозначать существенное увеличение их доли в ВВП, а это может произойти только за счет других частей ВВП. Что должно будет снизиться — потребление, госрасходы или чистый экспорт, пока не полностью понятно.
- «Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек». По состоянию на 2019 год оценки Сбербанка давали примерно 18,3 млн человек, занятых в МСП и ИП. Многие люди в последние годы постепенно уходили из корпоративной среды в неформальный сектор, включая МСП. Продолжение текущих трендов вполне может привести к этим числам.
- «Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года». Некоторые отечественные компании, такие как 1С, «Касперский», «Яндекс» или Mail.ru, вероятно, будут рады этому пункту. Хотя придется проверять, насколько именно их деятельность сможет рассматриваться как IT, а не как реклама или что-то подобное.
Выводы
В целом поставленные цели выглядят вполне достижимыми, но с отдельными исключениями (например, чересчур большой рост инвестиций и строительства). Пока остается вопрос, какие численные показатели будут сформулированы на основе президентского указа правительством, на которое и возлагают роль управляющего целями. Некоторые числа из предложенных к целям-2024 выглядели чересчур смело и в итоге едва ли могли быть достигнуты. Если сейчас удастся зафиксировать набор достижимых показателей, выполнимость указа станет более вероятной.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции