«Спад пройден»: ждет ли американскую нефтянку долгий период восстановления?
«Спад пройден и впереди долгий период восстановления», ― в прошлую пятницу отметил в исследовательской записке нефтяной аналитик банка Credit Suisse Билл Фезерстоун.
Правда ли это? Действительно ли худшее у нефтяной отрасли уже позади? Спустя десять недель коронавирусного кризиса и через месяц после того, как цены на нефть обрушились ниже нуля, сегодня сырье марки WTI торгуется на отметке $35 за баррель. Американские производители резко сократили добычу и уменьшили капитальные расходы на $400 млрд. Темпы бурения теперь на 80% ниже, чем на пике американского бума нефтедобычи, когда менее чем за десять лет добыча выросла более чем вдвое. Так где же признаки роста?
Прежде всего американцы стали чаще ездить на автомобилях. К середине апреля из-за карантинных мер потребление бензина сильно упало. Теперь же, по подсчетам Deutsche Bank, жители США садятся за руль только на 30% реже, чем до кризиса. В мае, по данным консалтингового агентства Rystad, спрос на нефть в мире достиг дна — 79 млн баррелей в сутки, а в июне повысится до 84 млн баррелей. До прежних значений (порядка 99,5 млн баррелей в конце 2019 года) пока еще далеко, но тенденция к росту все-таки прослеживается.
Тем временем в США нефтедобывающие компании пытаются справиться с перепроизводством путем экстренной консервации установок. Так, согласно данным Baker Hughes, в этом году число работающих нефтяных вышек сократилось на 500, до 289. Из-за этого суточное производство нефти в США сократилось на 1,6 млн баррелей за два месяца. Для сравнения, во время предыдущего нефтяного бума 2015-1016 годов ушло целых 17 месяцев, чтобы сократить нефтедобычу в США на 1,1 млн баррелей в сутки.
Темпы сокращения добычи в Америке замедляются, и аналитики из Cowen & Co. теперь прогнозируют, что минимальные объемы бурения будут зафиксированы в США в третьем квартале 2020 года (неделю назад они ожидали этого в 2021 году).
Тем не менее причин для пессимизма еще много. Биржевые аналитики с недавних пор перестают публиковать отчеты по компаниям с излишней задолженностью. Например, Cowen & Co. перестали отслеживать деятельность таких морских буровых операторов, как Valaris ($6 млрд долга при капитализации всего $70 млн) и Noble ($3,8 млрд долга при капитализации $30 млн). По поводу последнего агентство заметило, что «реструктуризация задолженности весьма возможна». Такая крупная нефтегазовая компания, как Chesapeake Energy, живет как на пороховой бочке — на прошлой неделе Credit Suisse спрогнозировало снижение цены ее акций с $13 до $1 и ниже. Кроме того, банк допускает снижение капитализации у газодобывающих компаний Range Resources и Southwestern Energy на две трети.
Сложностей не удалось избежать и крупнейшим игрокам отрасли. На прошлой неделе компания Chevron одной из первых объявила о больших сокращениях персонала ― уволены будут около 6000 сотрудников, или 10% от штата, по всему миру. Финансовые затруднения коснулись даже ExxonMobil: компании придется занимать, чтобы выплатить дивиденды на $15 млрд. За год стоимость акций ExxonMobil упала на 40%.
Не стоит забывать и об Occidental Petroleum, оказавшейся в самом сложном положении. Компания недавно и так уже урезала квартальные дивиденды с 79 центов до 11 центов за акцию, но в пятницу заявила о том, что выплата вовсе составит 1 цент (генеральному директору Вики Холлуб стоило сделать это с самого начала). Подобный шаг сэкономит Occidental $360 млн в год, однако этого отнюдь не достаточно для выплаты непосильной задолженности — свыше $30 млрд, которые пошли на покупку Anadarko Petroleum в прошлом году. Чистая задолженность Occidental Petroleum больше, чем ее EBITDA, в 6,5 раза, то есть вдвое больше обычной закредитованности среди конкурентов с большой капитализацией. По мнению Фезерстоуна из Credit Suisse, даже если компания заработает несколько миллиардов на предстоящей продаже некоторых активов, ликвидность у нее закончится до конца 2022 года, а акции подешевеют на 40%, до $8 за штуку. За год ценные бумаги Occidental Petroleum подешевели на 75%, до $13.
Все это должно очень радовать страны ОПЕК. Организация считает текущий кризис отличной возможностью, чтобы вывести из бизнеса американские компании, добывающие нефть методом гидравлического разрыва пласта (фрекинга), и со временем отвоевать потерянную долю рынка. Чтобы стабилизировать рынок в условиях падения спроса, страны ОПЕК решили сократить добычу в мае и июне почти на 10 млн баррелей сутки. Аналитики полагают, что во второй половине года сокращение производства будет составлять 7,7 млн баррелей в день.
Но страны ОПЕК точно не собираются сдерживать себя, чтобы дать простор американским нефтяным компаниям. По оценкам Deutsche Bank, за несколько лет доля ОПЕК на мировом нефтяном рынке упала с 42% до 31%, то есть до минимальной отметки за последние 20 лет.
Не стоит забывать, что обвал нефтяной отрасли начался еще до коронавирусного кризиса, когда Саудовская Аравия стала соперничать с Россией за то, чтобы залить мир нефтью и вернуть себе долю на рынке. Перед тем, как согласиться на сокращение производства, саудиты в марте отправили армаду танкеров к побережью Мексиканского залива. На прошлой неделе 11 саудовских танкеров из 16 отгрузили в США 23 млн баррелей (по данным ценового агентства Argus Media), что повлекло критику со стороны сенатора Теда Круза. Политик заявил, что Саудовская Аравия пытается дальше сбивать цены на нефть и нанести ущерб американским компаниям, добывающим сланцевую нефть. Также Круз выступил с идеей введения антидемпинговых пошлин на зарубежное сырье.
К сожалению, только этим ситуация не ограничивается. Начиная с февраля объем «лишней» нефти, хранящейся на танкерах в море, достиг 300 млн баррелей. Аналитик Майкл Сюэ из Deutsche Bank прогнозирует, что в 2021 году цены на сырье восстановятся до $45 за баррель, если страны ОПЕК будут готовы к дальнейшему сотрудничеству по сокращению экспорта. С учетом чрезмерности добывающих мощностей даже такой исход кажется слишком оптимистичным.
Перевод Антона Бундина