С 1 июня российское правительство со всей осторожностью и оглядкой на Роспотребнадзор начинает снимать ограничения на внутренний туризм. Премьер Михаил Мишустин публично призвал россиян не планировать летние отпуска за границей из-за продолжающейся пандемии COVID-19 и присмотреться к возможностям внутреннего туризма. Для турбизнеса такие заявления — позитивный сигнал, но этого явно недостаточно. Хорошо отдохнуть в своей стране большинству россиян не удастся не только из-за потери доходов на самоизоляции. Сам внутренний туризм находится в плачевном состоянии. Причем не только из-за «короны»: пандемия лишь усугубила его застарелые проблемы.
Невыездной туризм
Скоро будет два года, как патронаж над туризмом в правительстве перешел от Министерства культуры к Минэкономразвития России. Однако пока ничего не меняется: внутренний туризм так и не стал важным сегментом экономики, оставаясь только удобной темой, о которой можно рассуждать с трибуны.
Судите сами: в сентябре 2019 года была утверждена Стратегия развития туризма в России до 2035 года, но плана ее реализации нет до сих пор. Понятно, что с тех пор в стране случились и смена правительства, и пандемия коронавируса, и нарастающий экономический кризис. Но восстанавливать из руин придется и туристическую отрасль.
Здесь надо отдать должное Минэкономразвития, которое понимает мультипликативный эффект туризма и внесло отрасль в общенациональный план по восстановлению экономики. Но это меры вынужденного характера, влияния на долгосрочное развитие туризма они практически не окажут. Пока мы имеем только абстрактные цели по развитию туризма на 15 лет. Стратегия предусматривает увеличение инвестиций в туриндустрию в 3 раза, рост экспорта туристических услуг с $8,9 млрд в 2017 году до $28,6 млрд в 2035 году. При этом в документе стыдливо отсутствуют цифры по импорту туристических услуг. И понятно почему. Только в 2018 году отрицательное сальдо в российском туризме составило $26,5 млрд. По сути, до пандемии отрасль была заточена только на вывоз «туристических денег» из страны.
При написании стратегии сознательно или по неведению не был учтен опыт стран, популярных у наших туристов: Турции, Испании, Италии и т. д. А поучиться там есть чему. Прежде всего необходимо сделать российский налоговый и инвестиционный режим конкурентным в сравнении со странами с наиболее развитой туристической отраслью. На международной арене за каждым туристом идет агрессивная и целенаправленная «охота». Неслучайно туристические страны стремятся как можно быстрее открыть свои границы для туристов даже после жесткого карантина.
Вторым важным моментом является увеличение туристического потока в российских регионах. Между тем у нас до сих пор даже не решен вопрос, как его считать. Поэтому официальные заявления чиновников о количестве туристов, путешествующих по нашей стране, ошибочны и сильно завышены. Турбизнес на местах оценивает такие данные более объективно, и они не сходятся с официальной статистикой.
Третье, о чем надо сказать, — система управления туризмом на региональном уровне. Здесь не поменялось ничего. В регионах развитием туризма обычно занимаются один-три человека в департаментах культуры и туризма. При этом у них обычно нет ни компетенций, ни бюджетов на помощь предпринимателям и продвижение местного туристического продукта.
Турбизнес на грани жизни и смерти
Чтобы убедить россиян отдыхать внутри своей страны не из-за ограниченности в финансах и не только в Крыму или Сочи, государство должно посмотреть на развитие туризма глазами предпринимателей. Туризм — это прежде всего бизнес. А бизнес должен быть эффективным и рентабельным.
Сегодня рентабельность гостиничного бизнеса в России составляет в лучшем случае 3-5%, а туроператорского — и того ниже, на уровне 2%. Налоги, тарифы за свет, газ, тепло, а также административные барьеры увеличивают себестоимость туристического продукта. Вся прибыль гостиниц уходит на покрытие расходов, а не на модернизацию предприятий, повышение квалификации персонала и инвестиции в развитие.
Пандемия и связанный с ней кризис продемонстрировали, что у предпринимателей нет накоплений, чтобы пережить даже пару месяцев. И такая картина у всех российских предпринимателей, не только у турагента или отельера. Важно разорвать этот замкнутый круг и начать освобождать предпринимателей от административных барьеров и дополнительных издержек. И это не просто слова. Например, установка системы Стрелец-мониторинг МЧС обходится в 60 000 рублей, кнопки Росгвардии — 60 000 рублей, системы передачи данных в УВМ МВД — 30 000 рублей. Другой пример: хотя бы одна ошибка в фамилии или имени туриста при передаче данных гостей в МВД выливается для отельеров в штраф по КОАП РФ — 400 000 рублей. И это не зависит от размера отеля — цены едины для всех.
А если у гостиниц есть бары и рестораны, то необходимо платить за алкогольную лицензию минимум 300 000 рублей в год. Наконец, вишенка на торте: покупка интроскопа — в рамках соблюдения мер антитеррористической безопасности — минимум 1 млн рублей, рамка металлоискателя — минимум 60 000 рублей.
Как помочь «пациенту»?
Для развития туристической отрасли России необходимо безотлагательно решать управленческие, организационные, законодательные и финансовые проблемы. Прежде всего следует радикально изменить сам подход государства к развитию внутреннего туризма, который должен находиться в ежедневной рабочей повестке правительства, как и все прочие основные отрасли экономики.Туризм — не просто индустрия отдыха и развлечений, нечто легкомысленное и необязательное. Это инвестиции в развитие регионов и создание новых рабочих мест. Отрасль, которая кормит весь мир, имеет колоссальный мультипликативный эффект.
В тесном сотрудничестве с представителями турбизнеса необходимо разработать четкий пошаговый план реализации Стратегии развития туризма до 2035 года. При его разработке надо исходить из того, что развивать туризм на всех территориях ошибочно. Необходимо концентрироваться на ключевых направлениях и целенаправленно вести работу по увеличению туристического потока. Важно создавать круглогодичный, качественный и доступный турпродукт, который можно продвигать как внутри страны, так и за ее пределами.
Туристическая отрасль до пандемии коронавируса во всем мире обеспечивала некоторым странам от 10 до 25% ВВП. В нашей стране, по экспертным оценкам, этот показатель находится на уровне 1% ВВП. И такое положение вещей надо менять. Российскую туриндустрию надо выводить из затяжного кризиса.
Бизнес не просит Минэкономразвития и Ростуризм изобретать велосипед. Мы просим использовать опыт стран, которые добились в развитии туризма впечатляющих результатов. Пока же время идет, а реальные дела тонут в море совещаний и предложений, которые все равно не реализуются. Государство должно наконец проделать свой путь, чтобы россиянам просто нравилось отдыхать в России. И не потому, что другого выхода у них нет.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции