«От закона остались рожки да ножки»: 75% арендаторов не получат обещанной поддержки
Госдума сегодня во втором чтении приняла законопроект о поддержке арендаторов, который, по замыслу законодателей, должен сгладить для представителей розницы последствия коронавируса.
В изначальной редакции документ позволял арендаторам расторгать договоры аренды в одностороннем порядке без штрафов, а также получить назад обеспечительный платеж. Прибегнуть к таким мерам могли компании, чьи ежемесячные доходы снизились в результате пандемии коронавируса и введения ограничительных мер более чем на 50%. В первом чтении Дума приняла законопроект 12 мая.
Ко второму чтению правительство разработало пакет поправок. Во-первых, обеспечительный платеж предложили оставить у арендодателя. Во-вторых, арендатор мог расторгнуть договор, только если спустя две недели после просьбы о снижении арендной платы они с арендодателем не смогли договориться. В-третьих, добавилась норма о том, что прибегнуть к этим мерам могут компании из наиболее пострадавших отраслей, а положение о снижении выручки на 50% исчезло. В-четвертых, обратиться с предложением о снижении ставки аренды арендатор мог до 1 октября 2020 года.
Эти поправки широко обсуждались. Но в ночь на 21 мая было принято решение внести еще одну поправку: все меры поддержки будут относиться только к субъектам малого и среднего бизнеса (МСП). В итоге думский комитет по бюджету и налогам обсуждал поправки до полпятого утра, заявил в ходе заседания спикер нижней палаты Вячеслав Володин.
«Этим законопроектом будут одинаково недовольны как хозяева торговых центров, так и торговые сети», — заявил с думской трибуны глава бюджетного комитета Думы Андрей Макаров. Арендаторы уже не скрывают недовольства.
«Кастрированный закон»
«От первоначального вида, который реально спас бы большую часть розницы, остались рожки да ножки, — заявил Forbes глава Союза арендаторов Сергей Румянцев. — Последняя правка, которую внес председатель комитета (про МСП. — Forbes), отсекает 70% людей, у которых есть проблема. Кастрированный закон получился, если честно. Мы будем продолжать добиваться каких-то изменений».
По данным Российского совета торговых центров (РСТЦ), в крупных торговых центрах малый и средний бизнес дает до 25% дохода от аренды, а его доля в общем обороте предприятий-арендаторов составляет до 34%. «В московских торговых центрах на него приходится около 25%, в регионах его доля больше, — говорит управляющий партнер Colliers в России, президент Гильдии управляющих и девелоперов Николай Казанский. — Мы ратовали за соблюдение баланса интересов арендаторов и арендодателей. Думаю, в нынешнем виде баланс соблюден».
«Более 75% арендаторов не относится к МСП, — говорит глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков. — Принятая редакция не решает проблем подавляющего большинства арендаторов из нескольких секторов экономики, которые формируют значительное количество рабочих мест. Для арендаторов, не относящихся к МСП, возможности по сохранению фонда оплаты труда и вообще финансовой устойчивости без пересмотра арендных платежей теперь очень ограничены. А именно от них во многом зависит значительное количество контрагентов-поставщиков непродовольственных товаров и продуктов питания».
«Эта поправка, с моей точки зрения, на 90% обнуляет закон, — говорит директор по развитию сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац. — Если компания вела бизнес честно, бизнес не дробила, платила все налоги, то она от государства не получила практически никакой помощи». «Поправки ко второму чтению изменились настолько, что мы их не узнаем», — согласна президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии России Ольга Киселёва. В таком виде законопроект отрасли особо не поможет, считает она и прогнозирует, что «70% отрасли исчезнет с рынка», поскольку крупные сети, они же крупнейшие работодатели и налогоплательщики, «остались за бортом».
«Ретейлерам бы было негде торговать»
«Если бы закон приняли в первоначальной редакции, ретейлерам скоро негде стало бы торговать, — говорит Николай Казанский. — Владельцы недвижимости бы обанкротились, торговые центры перешли бы к банкам. Инвесторов на рынке не осталось бы, объекты у банков выкупили бы спекулянты, раздробили и продавали кусками тем же ретейлерам. Вместо работы на восьми арендованных точках сети пришлось бы обходиться одной собственной».
В ТРЦ применение данных поправок внесет больше неопределенности, чем ясности в отношения арендаторов и арендодателей, считает директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева. «Юридический статус арендаторов очень разнится. Есть крупные сети, у которых каждый магазин оформлен на отдельные юридические лицо, и они документально МСП, хотя по общему обороту сети они представляют крупный бизнес. Или наоборот, у небольшой сети все магазины и оптовые закупки оформлены на одно юридическое лицо, но по оборотам это не крупный бизнес, а МСП», — объясняет она. Хакбердиева напоминает, что сами арендаторы в ходе обсуждения законопроекта указывали, что доля МСП небольшая, и преимущественно это индивидуальные предприниматели, которые и так могут разорвать с арендодателем договор в один день и «тихо скрыться», не уплачивая никаких штрафов. В целом, эксперт не ожидает массовых расторжений в ТРЦ — в Москве более 80% арендодателей уже пошли навстречу арендаторам, говорит она.
Подробнее о том, что стало причиной конфликта арендаторов и владельцев помещений, читайте в материале: «Катастрофа из-за самых упертых: кто спровоцировал громкий конфликт на рынке недвижимости»
Черный апрель: сколько потеряли из-за пандемии короли российской недвижимости
Черный апрель: сколько потеряли из-за пандемии короли российской недвижимости