К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Каждая пятая компания сократила сотрудников после начала кризиса

Фото: ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский
Фото: ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский
Работодатели готовятся к сокращениям и почти не помышляют об увеличении штата или зарплат, в то время как сотрудники все чаще готовы пойти на понижение зарплаты, только чтобы не остаться без работы. Труднее всего — представителям индустрии гостеприимства. Таковы первые итоги вызванного коронавирусом кризиса для российского рынка труда.

Работодатели готовятся к сокращениям и почти не помышляют об увеличении штата или зарплат, в то время как сотрудники все чаще готовы пойти на понижение зарплаты, только чтобы не остаться без работы. Рекрутинговая платформа HeadHunter провела масштабное исследование (Forbes ознакомился с его результатами), чтобы понять, как повлиял коронавирус и вызванный им экономический кризис на российский рынок труда.

Доля пессимистов выросла втрое

Среди более 350 опрошенных в начале апреля работодателей 33% заявили, что оценивают положение своей компании как «скорее негативное» или «крайне негативное». В августе прошлого года таких было только 10%. Причем наиболее уязвимыми себя чувствуют небольшие компании, где работают меньше 100 человек. В таких бизнесах доля тех, кто оценивает свое положение негативно — почти половина (48%). В географическом разрезе негатив преобладает у компаний из Москвы и Петербурга.

Те, кто чувствуют себя стабильно, по-прежнему в относительном большинстве, хотя их гораздо меньше, чем было в августе — 36% против 49%. Комфортно себя чувствуют в первую очередь те компании, где работают более 500 человек — из респондентов в этой категории более 40% рассказали о стабильном самоощущении.

 

Доля «оптимистов» — тех, кто оценивает свое положение позитивно — с августа стала в два раза меньше — теперь их 18%.

Грядут сокращения

Текущий кризис уже заставляет бизнес сокращать сотрудников — уменьшилось число работников у 20% опрошенных компаний. В лидерах тут — самые маленькие и самые крупные: о сокращениях в связи с текущим кризисом заявили 24% компаний с численностью сотрудников до 100 человек и 27% бизнесов с числом сотрудников более 3000. В этих же категориях компаний больше всего тех, кто прогнозирует что численность сотрудников в ближайшие полгода точно уменьшится (17% в мелких и 23% — в крупных). В целом среди опрошенных 12% работодателей готовятся к неизбежным сокращениям, и 25% дают более осторожный прогноз, говоря, что численность сотрудников «скорее уменьшится». Причем подавляющее большинство компаний, которые сократили сотрудников или готовятся это сделать, говорят о том, что уволены будут (или уже уволены) рядовые специалисты.

 

Впрочем, компаний, которые пока никого не увольняли (но при этом и не нанимали), все еще большинство — 75%.  В то же время, данные опроса HeadHunter говорят о том, что работодателей, готовых в ближайшие месяцы расширить штат, крайне мало — о таких планах говорит только 21% респондентов.

Столь же скромные планы у работодателей на увеличение зарплат. С началом кризиса уменьшились зарплаты в 23% компаний респондентов, примерно столько же (27%) говорят о неизбежном или вероятном сокращении зарплат в ближайшие полгода. При этом увеличивать зарплаты в следующие шесть месяцев собираются только 5% работодателей.

Соискатели не ждут хорошего

Ко второму кварталу настроения соискателей резко ухудшились — индекс самочувствия соискателей, который HeadHunter оценивает по совокупности показателей (в частности, по оценке стабильности на текущем рабочем месте, оценке сложности поисков работы и т.д.) опустился до минус 0,21 пункта. Это минимальное значение с 2015 года, за все время, что рассчитывается этот индекс. Для сравнения, в первом квартале индекс равнялся минус 0,4 пункта. Как отмечают авторы исследования, наибольший вклад в провал индекса внесло то, что все больше соискателей боятся сокращений (доля тех, кто говорит об опасности увольнения, выросла за квартал с 24% до 43%) и готовы даже потерять в деньгах, чтобы не потерять работу.

 

Больнее всего коронавирус ударил по соискателям из сферы туризма, ресторанов и гостиниц, а также по работникам в сфере искусств, развлечений и масс-медиа. Доля неработающих соискателей из этих сфер, потерявших работу из-за вызванного COVID-19 кризиса, составила соответственно 15,6% и 11,8%. Также лишились работы из-за COVID-19 значительное число людей из сферы рекламы, маркетинга и пиара (10,2% из всех безработных в этой сфере обязаны потерей работы именно текущему кризису). Если говорить об отраслях, то именно у представителей индустрии гостеприимства и работников сферы искусства и развлечений индекс самочувствия соискателей сейчас на минимальных значениях (минус 0,35 п. и минус 0,31 п. соответственно). Для тех же представителей ресторанно-туристической сферы, по результатам исследования, сейчас наиболее остро стоит вопрос поиска работы. А лучше всего себя чувствуют представители IT и телекоммуникаций (значение индекса — минус 0,11 п.).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+