К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Нужно включать печатный станок»: основатель «Теремка» об ошибках властей и единственном выходе из кризиса


В новом выпуске Forbes Digest основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров рассказал о том, как его бизнес переживает карантин, почему невыгодны сервисы онлайн-доставки, зачем Центробанку включать печатный станок, а также о причинах свертывания бизнеса в США

О психологическом состоянии в кризис

В 1998 году я только начинал бизнес, и на тот момент я не был приучен жизнью к тем вызовам и проблемам, которые встречаются в работе. Но где-то в 2001 году я уже понял, что нужно сбавить обороты и не пропускать через себя все, что происходит, иначе может случиться психологический срыв. Поэтому и нынешняя ситуация для меня — это просто ситуация, в которой нужно ждать окончания карантина и делать ровно то, что можешь сделать сегодня, не строить безумные планы на будущее.

Об онлайн-доставке

Онлайн-доставка составляет 8-10% валового оборота нашего бизнеса. В принципе, это тот же объем, который у нас и был до того, как мы закрылись на карантин. Доставка для ресторанов — это приятное дополнение, она никогда не играла существенную роль. Это капиталоемкий бизнес, и он не то что малоприбыльный, он вообще убыточный. Уровень рентабельности нашего сервиса доставки сейчас минимален, но благодаря доставке мы имеем возможность давать людям рабочие места.

О сотрудниках

Всего у нас работает, может быть, 400-600 человек. Мы сейчас создали справедливую систему для персонала, которая заключается в том, что количество смен на каждого сотрудника ограничено десятью. Теперь нельзя брать переработки, работать 15-20 смен. Мы решили принять такую стратегию в целях сохранения и профессиональных навыков, и рабочих мест. То же самое касается администраторов и управляющих. Если говорить про остальных сотрудников — часть из них мы уволили, еще одна часть ушла в отпуска за собственный счет, а некоторым мы сократили зарплату — в основном, как минимум, на 50%. Других вариантов нет, потому что нет выручки.

 

О декларациях и петициях

В апреле Федерация рестораторов и отельеров подготовила декларацию, направленную на борьбу с недружественными арендодателями, которые не идут навстречу владельцам ресторанов даже в условиях полной остановки их бизнеса, и разместила ее на своем сайте. Это открытое письмо предлагается подписать как самим рестораторам, так и арендодателям. На данный момент свои подписи поставили представители свыше 8000 ресторанов по всей России.

С помощью деклараций и петиций, безусловно, можно добиться определенного результата. Вопрос лишь в том, какие слова для этого подобрать. Если в требованиях будет прослеживаться манипуляция или вранье — конечно, это вызовет только смех и издевку у тех, кому ты пишешь. Если ты высказываешься твердо и убедительно, подкрепляя свою речь аргументами — однозначно, это даст плоды. Многим бизнесменам сложно просить что-либо у власти, потому что они привыкли всегда быть на коне, не привыкли признавать наличие проблем. В результате они перестают быть убедительными, что, в свою очередь, требует определенного настроя, навыка и понимания.

 

Я считаю, что предпринимательское сообщество в России неубедительно. Я был свидетелем того, как предприниматели начинали рассказывать о своих достижениях первым лицам, а потом просить их о финансовой помощи. Это больше похоже на детский сад, когда мальчик разбил вазочку, а потом прибежал и рассказал о том, что он на обед съел пшенную кашу, грубо говоря. Такое чинопочитание носит анекдотический характер, на мой взгляд.

Об отсутствии помощи со стороны государства

Все принятые инициативы достаточно серьезно проработаны и предпринимателями, и ассоциациями. Например, были предложены меры такими организациями, как «Опора России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата, Ассоциация  предпринимателей, а также структурой рабочей группы Министерства промышленности и торговли, Министерством экономического развития, структурами в мэрии Москвы. Они проработали достаточно большое количество мер, но пока эти меры приняты максимум на 5%.

Мы никакой помощи от правительства не получили еще и потому, что не относимся к малому и среднему бизнесу. В данном случае меры выглядят не системно. То ли из-за стереотипа, что крупный бизнес выигрывает на экономии от масштаба, то ли из-за нежелания сдвинуть существующую парадигму, но про крупный бизнес забыли, (ведут себя так) будто его не существует в принципе, берут во внимание только системообразующие предприятия, а также малый и средний бизнес. Мы вчера получили кредит в размере 50 млн рублей на выплату зарплат по МРОТ на один месяц, но это было исключительно решение банка ВТБ — как проявление гражданской позиции, а не системная мера поддержки. Сколько бы мер мы ни анализировали, они, может быть, и не значительные, но они есть, и все для малого и среднего бизнеса, а для таких компаний, как мы, вообще никаких мер нет.

 

О том, как спасти экономику

Пока Центральный банк не сдвинет существующую парадигму и не проведет эмиссию денежных средств, экономика и бизнес будут терпеть крах. Я не знаю, произойдет ли это тогда, когда экономику уже настигнут необратимые последствия, или раньше. Тут вопрос не в мерах — их написано огромное количество, обсуждать нет смысла. Единственное, что можно сейчас обсуждать — почему Центробанк не включает печатный станок, почему ведущие страны мира это делают, а наша страна — нет.

О бизнесе после карантина

Все наши рестораны смогут открыться после карантина, за исключением 3-7 ресторанов, которые мы, возможно, не захотим открывать, если не договоримся с арендодателями, потому что стоимость аренды в этих единичных ресторанах выше рыночной. Более того, эти собственники помещений не хотят и слышать о предоставлении нам скидок, требуя деньги чуть ли не за период, когда мы закрыты. Такие безбашенные владельцы помещений потом потеряют средства, как минимум, за год аренды.

О ситуации на рынке нефти

То, что произошло с нефтью, когда ее стоимость упала до отрицательных значений, было техническим казусом, который мог бы выступить в качестве инструмента давления на правительство и общество, чтобы заставить людей осознать, что последствия от локдаунов превысят человеческие потери от коронавируса.

Об инфляции

Я сторонник инфляции, если честно. Я занимался бизнесом в 1990-е годы и помню, как это происходило. Было нелегко, уровень инфляции измерялся десятками (процентов), но, по крайней мере, предприятия работали. Сейчас же получается немного другая ситуация. Мы убили инфляцию, убили работу, убили развитие. Если брать ресторанный бизнес — последние годы большая часть ресторанов работала на грани рентабельности, и, по сути, развитие было заморожено. Развивались только маленькие кофейные островки, такие как Cofix, One Price, Onebucks Coffee, а ресторанная отрасль тем временем стагнировала. Деньги мало того, что не эмитируют, их еще и «забирают» с рынка, это печально. То есть происходит откачка денег из России и параллельно откачка денег у бизнеса с рынка. Иными словами: «Мы деньги изымаем, кредиты не выдаем, инфляцию не допускаем, а вы можете там умереть, погибнуть с голоду, но у нас просто не должно быть инфляции».

Об агрегаторах онлайн-доставки

Такой бизнес является убыточным. Они сами завели себя в болото, а теперь удивляются. Странно, если ты шел в болото, а ожидал на Мальдивах оказаться… Когда запускали сервисы онлайн-доставки, основная идея была в том, чтобы продавать блюда по цене ресторана с доставкой на дом. Когда появился такой сервис, естественно, клиентам было все равно, за чей счет устраивается бесплатный банкет, за чей счет оплачивается доставка, которая стоит немалых денег. Сразу было понятно, что такая концепция не сработает, но, тем не менее, на первых этапах убытки покрывали инвесторы, это длилось годами. Такая стратегия бизнеса заключается в том, чтобы избавиться от конкурентов, а лет через 10-15 начать генерировать прибыль. Агрегаторы сначала ввели плату за доставку в размере 100 рублей, тестировали ее и смотрели на реакцию потребителя. Когда увидели, что люди проглотили наживку, эту плату ввели везде.

 

Сейчас есть также инструмент динамического планирования доставки, который заключается в том, что стоимость доставки варьируется в зависимости от времени заказа: утром доставка дешевле, днем — дороже. Динамическое ценообразование отсекает часть заказчиков. То есть утром спрос ниже, для доставки заказов требуется меньшее количество курьеров, следовательно, стоимость доставки ниже. Днем уровень спроса выше, того количества курьеров, которые задействованы утром, уже не хватает, и цену повышают. Люди, которые не хотят платить 300-350 рублей за доставку по повышенному тарифу днем, отсекаются. Таким образом, можно обойтись теми курьерами, которые есть. Но любой альтернативный агрегатор онлайн-доставки будет работать ровно по тому же принципу. И если сервис попробует ввести комиссию с ресторана в размере 10%, он будет взимать за доставку 500 рублей. Рестораны будут рады, вот только этим сервисом никто не будет пользоваться.

О бизнесе в США

Я счастлив, что мы закрыли бизнес в США. Я два с половиной года ездил в Нью-Йорк каждые полтора месяца. В каждый свой приезд я видел все больше и больше свободных помещений. Для меня было очевидно, что назревает что-то нехорошее. Когда идешь по Пятой авеню и видишь, что каждое второе помещение сдается в аренду — причем сдаются шикарные помещения — это о чем-то говорит. А именно, о том, что либо должна быть коррекция процентных ставок, либо должен измениться бизнес. По сути, война на уровне слов, которая ведется между Россией и Америкой, явилась причиной того, что мы закрыли бизнес в США. К тому же американский рынок, в том числе ресторанный и продуктовый, производит странное впечатление. Он представляет собой «попсятину» низкого пошиба, скажем так. Безусловно, в США есть хорошие рестораны для элиты, но бизнес, направленный на среднестатистического потребителя, представляет собой нечто низкое и непонятное. Там очень сильное расслоение общества.

Об образе жизни на карантине

Много времени уходит на написание писем и проведение виртуальных встреч. Даже не успеваю получать дополнительное образование, читать и так далее. Но я абсолютно не рефлексирую по поводу происходящих событий, мыслю сугубо рационально.

О будущем в новых реалиях

Во-первых, кому-то больше везет в кризис, кому-то меньше, но, естественно, сейчас производители определенных медицинских препаратов хорошо себя чувствуют. Во-вторых, когда карантин закончится, безусловно, компаниям которые работали в убыток, нет смысла открываться, предпринимателям надо думать о новом бизнесе. Те, кто работали в плюс, откроются и будут приспосабливаться к новому рынку, новому потребителю и к новым возможностям. Естественно, потребуется достаточно быстрая адаптация бизнеса в новых реалиях. Появятся успешные бизнес-кейсы из Европы, США, Японии, Китая, будем учиться друг у друга и восстанавливаться.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+