Объявленные президентом России Владимиром Путиным «каникулы» не смогут существенно ухудшить состояние российской экономики, считают опрошенные Forbes экономисты. Большинство отечественных производств просто не смогут на эти каникулы уйти, а сфера услуг уже и так пострадала от введенных на фоне эпидемии ограничений.
Производства продолжат работать
Каникулы могут стать существенной нагрузкой для бизнеса, если все действительно уйдут в оплачиваемый отпуск, рассуждает директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Олег Шибанов. В то же время около 70% производственных предприятий в России работают вне зависимости от календаря, их технологические процессы непрерывны, объемы производства в выходные не снижаются, замечает замдиректора Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Владимир Сальников: в частности, это все крупнотоннажные производства — добыча, нефтепереработка, целлюлозно-бумажная промышленность, производство минеральных удобрений.
Не остановится также производство продуктов, по которым предприятия не могут создавать запасы, например хлеба или свежего мяса, продолжает он. Что касается производств, которые могут создавать запасы продуктов на выходные, то, как правило, они планируют это заранее и в преддверии новогодних или майских праздников работают более интенсивно, чтобы отпустить сотрудников на отдых, продолжает Сальников. Эти же выходные стали «громом среди ясного неба», говорит он: за четверг и пятницу далеко не все производства успеют сделать какие-то запасы. Поэтому если спрос на их продукцию есть, а запасов нет, они будут вынуждены продолжать работу, считает эксперт.
На производственные сегменты, пострадавшие от падения спроса из-за эпидемии коронавируса, неделя отдыха никак не повлияет — в отсутствие спроса неважно, работают они или нет, продолжает Сальников. Поэтому в целом за год неделя выходных отнимет от роста промышленности в 2020 году не так уж много — около 0,3-0,4 п. п., а от роста ВВП, соответственно, — около 0,2 п. п., оценивает он.
Часть производств остановить невозможно, они работают и по выходным, поддерживает главный экономист Нордеа Банка Татьяна Евдокимова, а сфера услуг уже и так в подавленном состоянии из-за того, что люди сидят дома и никуда не ходят. Спад в потреблении будет меньше, чем в производстве, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: люди продолжат, хоть и в меньшем объеме, покупать продукты, пользоваться такси. В целом неделя каникул может стоить российской экономике от 0,3 до 0,7 п. п. роста, оценивает Шибанов.
Каникулы могут затянуться
Экономический рост пострадает из-за недели выходных, но это будет лишь небольшим вкладом в ожидаемый в апреле провал, отмечает директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов. Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова прогнозирует снижение промпроизводства в апреле 2020 года на 10%, потребления — на 5%, что отнимет от их годового роста 0,8 п. п. и 0,4 п. п., что соответствует минус 1 п. п. годового роста ВВП. Ранее международные рейтинговые агентства Moody's и Fitch на фоне падения цен на нефть и сокращения спроса снизили прогнозы по росту ВВП России в 2020 году на 1 п. п. каждое — до 0,5% и 1% соответственно.
Экономический ущерб от каникул сложно оценить еще и из-за неясности, как долго они продлятся, говорит главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. Экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец уверена, что они перерастут в полноценный карантин. Либо объявленная неделя выходных — это отсрочка для подготовки к карантину, либо «плохие новости» принесут локальные власти, например, мэр Москвы Сергей Собянин, считает она. Вряд ли «выходные» ограничатся неделей, согласна Евдокимова: во всех странах режимы ЧС длятся в несколько раз дольше.
Чем позже введут карантин, тем позже его снимут, и тогда встанет вопрос о том, насколько затянется восстановление экономики, рассуждает Донец. Если надолго — она перейдет к рецессии: по итогам года спрос из-за обвала импорта (на 23%) упадет на 5%, экспорт — на 5%, инвестиции — больше чем на 10% (приблизительно так же, как в кризисные 2009 и 2015 годы), прогнозирует она. В целом ВВП по итогам года может упасть на 0,8%, и эта перспектива лучше, чем у глобальной экономики, которая может просесть на 2%, отмечает Донец. Сейчас все очевиднее, что восстановление глобального ВВП может затянуться, говорит она: в Китае за почти двухмесячным карантином последовал долгий период адаптации, «люди радуются, что им разрешили ездить в автобусах, но до поездок за границу еще очень далеко». И это притом, что карантин в стране соблюдался гораздо тщательнее, чем в Европе.
Пока основные риски для России связаны с падением экспорта, но если власти объявят более строгий и продолжительный карантин, начнет страдать внутренний спрос, что снижает шансы экономического роста по итогам года, считает Евдокимова. Правительство прогнозирует рост экономики на 1,9%, и две недели назад первый вице-премьер Андрей Белоусов заявлял, что не видит рисков экономического спада.
Если бы власти планировали объявить карантин, они бы сделали это в среду, считает Орлова. Поэтому, хотя в апреле будет падение, в целом за год экономика еще может вырасти. Просто сотрудникам предприятий, которые сейчас уйдут на выходные, придется интенсивнее работать в оставшиеся недели года, рассуждает она.