Глобальный рынок природного газа находится в фазе устойчивого роста — он увеличивается темпами примерно 2% в год. Это вдвое превышает мировой спрос на остальные виды топлива. При этом нужно учитывать, что в условиях декарбонизации экономики давление на ископаемые ресурсы будет только возрастать, однако без их использования покрыть мировые энергетические потребности не получится. Альтернативная энергетика пока не способна обеспечить необходимые для промышленного производства мощности. Таким образом, газ получает заметное преимущество (в первую очередь как самый экологичный из углеводородов) и будет замещать более «грязные» источники энергии, такие как уголь и нефть.
Равнение на экологию
Заметная роль «голубого топлива» в снижении уровня выбросов парниковых газов в краткосрочной перспективе уже стала общепризнанным фактом. На замену выработке электроэнергии из угля, сокращающейся на отдельных рынках, приходит комбинация газа и «зеленой» энергии. Только в 2018 году, по оценкам МЭА, было предотвращено 95 млн тонн выбросов CO2 за счет переключения с угля на газ.
Экологическая повестка, без сомнения, сейчас играет очень важную роль во всех регионах мира. По данным Всемирного банка, углеродные налоги были на конец 2019 года введены 46 странами. Несмотря на то, что новые сборы влияют на газовый сектор, основной удар они наносят именно по углю. В вопросах экологичности газа для России наиболее актуален вопрос снижения углеродного следа от добычи и транспортировки. При наличии отдельных задач, которые стоят перед газом на фоне «зеленых» инициатив по всему миру, эти настроения будут стимулировать устранение стоимостного разрыва между природным газом и углем.
Нужна стратегия
Развитие рынка в течение последних двух лет подтвердило значимость газа в качестве важнейшего энергоресурса с растущей ценовой конкурентоспособностью. Спрос на газ продолжит расти, что позволит повысить его долю в мировом энергетическом балансе с сегодняшних примерно 22% до 24-25% к 2040 году. При этом почти половина роста спроса в мире на период до 2040 года будет приходиться на Азиатско-Тихоокеанский регион, а один лишь Китай обеспечит четверть всего мирового роста.
Россия является одним из лидеров мирового газового рынка как по объемам запасов, так и по добыче и экспорту. При этом доля нашей страны в мировом балансе добычи газа будет продолжать расти и к 2035 году может достигнуть 26–27%.
Хотя недостатка в спросе на российское топливо на мировом рынке не будет, сейчас очень важно не каннибализировать собственные рынки и предельно разумно отнестись к выстраиванию стратегии. К примеру, последние три года были отмечены максимальными объемами поставок российского газа в Европу трубопроводным транспортом. Но сейчас Россия проявляет интерес к поставкам в этот регион сжиженного газа (СПГ). Для страны важно, чтобы на европейском рынке присутствовал российский СПГ, в противном случае это место могут занять другие производители. Однако осваивать рынки следует очень продуманно, с четкой стратегией по всем поставляемым продуктам. Ожидается, что высокий спрос на газ как альтернативу углю и эффективный источник энергии будет наблюдаться в первую очередь со стороны Китая и других стран Азии Африки. Именно поэтому должно существовать четкое представление, на какие рынки российский газ будет отправляться по трубопроводу, а куда — в виде СПГ.
Как остаться на трубе? Стратегия России на газовом рынке
Чтобы успешно решать задачи диверсификации поставок газа и выхода на новые рынки, нужны инвестиции в развитие трубопроводной сети и мощности по сжижению газа. Плюс здесь в том, что позитивный эффект от них заметен довольно быстро: запуск «Ямал СПГ» в 2018 году позволил России войти в пятерку лидеров мирового СПГ-рынка с долей 10% уже в 2019 году. Необходимо продолжать дальнейшее инвестирование, причем вкладываться надо не только в инфраструктуру, но и в развитие технологического уровня отрасли. Во многие потенциально очень перспективные для российского газа регионы дотянуться трубами будет невозможно, в некоторых придется столкнуться с катастрофической нехваткой газовой инфраструктуры. Все это нужно учитывать при разработке газовой стратегии страны.
«Стратегия одиночки»
Кроме собственно инвестиций, российским экспортерам необходим доступ к капиталу и технологиям. И здесь без партнерского взаимодействия не обойтись. Важно понять, что несмотря на высокий уровень конкуренции на рынке, а на самом деле даже в связи с ним, потребуется создавать правильные взаимовыгодные партнерства. Заинтересованность всех участников означает и разделение рисков.
Российские производители, напротив, нередко заходят в другие регионы самостоятельно, в отличие от крупных иностранных компаний. Такая «стратегия одиночки» может оказаться проигрышной, поскольку каждый рынок имеет свою специфику. В качестве партнера может рассматриваться не только местный, но и глобальный игрок — выбор зависит от специфики проекта. В каких-то случаях может понадобиться партнер просто технологический, который, например, знает, как подключаться к сетям. Разные форматы взаимодействия упрощают выход на рынок и выгодны всем сторонам.
Капля в море. Можно ли победить российский газ в Европе за $1 млрд
У газа сейчас появляется исключительный потенциал, но он потребует диверсификации как средств доставки, так и региональных инструментов. В настоящий момент Россия, обладающая хорошей ресурсной базой, может воспользоваться уникальной возможностью и расширить влияние на глобальном рынке, заняв коммерчески важную крупную нишу. Не хватает одного — таких амбиций. Все остальное есть: экономически добыча и поставка газа с каждым годом ставятся все более выгодным бизнесом. Технологии становятся дешевле, а внедряются они более широко. Таким образом, экологическая повестка для России — это определенно окно возможностей.
Плохой прогноз для России. Почему цены на газ в Европе упали всерьез и надолго