К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как остаться на трубе? Стратегия России на газовом рынке

Фото Patrick Pleul / DPA / TASS
Фото Patrick Pleul / DPA / TASS
У России появляются шансы стать по-настоящему глобальным, а не региональным игроком на рынке газа. Но для этого потребуется полностью пересмотреть стратегию газового экспорта

Начало апреля стало горячим для российской газовой отрасли. В стране начинается жесткая дискуссия о том, как будет выглядеть долгосрочная экспортная стратегия страны. В ближайшие пару лет будут завершены мегастройки «Газпрома» и заработают новые трубопроводы для экспорта газа в Европу и Китай. Есть соблазн оставить «как есть» этот хорошо отлаженный механизм, ведь свыше 200 млрд куб. м экспорта в Европу — это много, да еще будет потихоньку добавляться Китай. Но потенциал открывающихся возможностей гораздо шире. С помощью СПГ у России появляется уникальная возможность не только остаться крупнейшим поставщиком на своих традиционных рынках, но и стать по-настоящему глобальным газовым игроком.

Обогнать Катар

Благодаря запуску «Ямал СПГ» рыночная доля России на мировом рынке сжиженного газа в этом году составит 8%, удвоившись с тех времен, когда единственным крупнотоннажным экспортером российского СПГ на рынки Северо-Восточной Азии была компания Sakhalin Energy. А в феврале этого года Россия вдобавок к титулу крупнейшего поставщика трубопроводного газа стала главным экспортером СПГ на европейский рынок. Такие традиционные мощные поставщики, как Катар, Алжир, Нигерия или амбициозный «новичок» США, остались позади. В январе и марте 2019 года Россия удерживала второе место по объемам поставок СПГ в Европу.

Конечно, с падением цен на европейских спотовых площадках усиливается и конкуренция трубопроводного газа «Газпрома» с СПГ. Но, что важно, не с российским СПГ, а с безымянным сжиженным газом с мировых рынков. На месте СПГ с Ямала мог с легкостью оказаться сжиженный газ из Катара или тех же США. То, что сейчас сюда приходит газ с завода «Ямал СПГ», — знак высокой конкурентоспособности российского СПГ на самом конкурентном, пожалуй, газовом рынке мира.

 

Инь и ян российской экспортной стратегии

В последние месяцы Россия отбирала долю как у традиционных поставщиков СПГ, так и, например, у США, которые в последнее время крайне активны в продвижении в Европе своего СПГ. Анонсированная президентом Дональдом Трампом стратегия энергетического доминирования — это полноценное направление внешней политики, дающее результаты. Еще в январе США были крупнейшим поставщиком СПГ в Европу. Однако и в феврале, и в марте американские объемы снижались на фоне роста поставок СПГ «Новатэка». И это очень важный для России момент. Конечно, если вступать с конкурентами в ценовую войну, то «Газпром», демпингуя, может легко выдавить любого поставщика. Однако, как оказалось, демпинговать по трубе не надо — российский сжиженный газ отлично конкурирует с другими экспортерами СПГ.

Прямой конкуренции между поставками СПГ с Ямала и трубопроводным газом «Газпрома» нет: обе формы экспорта российского газа могут хорошо дополнять друг друга. Для «Газпрома» сейчас основные точки роста — это Германия (приемные СПГ-терминалы сегодня отсутствуют), Австрия, ряд Балканских стран и Центральной Европы. Для «Ямал СПГ» — Бельгия (нет контракта «Газпрома»), Великобритания (газ «Газпрома» туда не доходит физически, а в отчетности отражаются поставки в континентальную Европу), Испания («Газпром» не поставляет). Кстати, по итогам прошлого года на всех европейских рынках (кроме Великобритании), куда «Новатэк» поставил СПГ, наблюдался рост поставок «Газпрома», и на некоторых весьма существенный. Ну а когда полностью заработают долгосрочные контракты «Новатэка» (сейчас большая часть отгружается на споте), стоит ожидать перенаправления объемов СПГ в Азию.

 

Закат Европы

Европейский газовый рынок сегодня уже совсем не такой, как десять лет назад. Больше никто не говорит о «золотом веке газа» в Европе. Пессимисты предрекают грядущий закат европейской газовой отрасли, но даже оптимисты уже не говорят о рассвете. Крупнейшие экономики Европы — Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды — твердо настроены выполнить нормативы Парижского соглашения по климату. А для этого они будут декарбонизировать уже не только уголь, но и газ. Экспортеры уже не смогут поставлять «просто природный газ», будут необходимы «зеленые сертификаты», развитие водородной программы. Конечно, в Европе будет падать собственная добыча, но каким будет спрос на газ? Существующие прогнозы дают от 300 млрд до 500 млрд куб. м к 2040 году. И очень вероятно, что реальные цифры окажутся ближе не к верхней границе.

На этом фоне России необходимо выходить на новые рынки и ниши, не покрытые сегодня трубопроводными поставками. Обладая уникальными запасами природного газа, стране жизненно важно диверсифицировать риски, создав экспортную инфраструктуру, не завязанную на определенные регионы.

Для успешной конкуренции с зарубежными поставщиками необходимо сотрудничество и координация работы национальных игроков. В США компании с разными стратегиями, являющиеся конкурентами, совместно активно лоббируют свои проекты, что находит поддержку на государственном уровне во время европейских road-show американских чиновников. «Газпром» и «Новатэк» также могут координировать свои экспортные подходы, использовать различные механизмы «свопов» трубопроводного газа на СПГ и наоборот. Это позволит не «отъедать» друг у друга объемы, а наращивать поставки и рыночную долю. Как мы писали в нашем прошлогоднем исследовании по СПГ, на меняющемся рынке СПГ России для успеха нужно на сто процентов и даже больше использовать такие качества, как адаптивность, креативность, скорость принятия решений.

 

Вне политики

Сейчас для европейских политиков газ — это не просто энергоноситель, но и политически окрашенная субстанция. В Европе существует негласная жесткая политическая установка более не увеличивать долю «Газпрома». Та же Польша — старейший для России рынок — вполне официально взяла курс на отказ от перезаключения контракта с «Газпромом» после 2022 года (а речь идет о 10 млрд куб. м в год). Одновременно Польша расширяет мощности своего приемного терминала СПГ.

Опасения некоторых стран при поставках трубопроводного газа «Газпрома» (страны-члены ЕС должны согласовывать с Брюсселем контракты, если их объемы превышают 40% от внутреннего потребления) в случае поставок СПГ оказываются беспочвенными. СПГ как «гибкая труба» может быть поставлен на любые рынки. Не так давно на фоне очередных санкций российский СПГ приходил в порт Бостона или на британские терминалы. Учитывая недозагруженные мощности европейских приемных терминалов, российский газ в сжиженной форме воспринимается не как угроза, а просто как один из источников диверсифицированного энергоснабжения.

Реализация планов

Планы российских компаний на сектор СПГ масштабны. Добавление четвертой очереди «Ямал СПГ», а также среднетоннажных СПГ-производств в Высоцке и потенциально завода «Газпрома» в районе КС «Портовая» (в случае, если поставки с него будут осуществляться и на экспорт) позволят стабилизировать рыночную долю России до 2023-2026 годов, после чего она начнет расти на волне введения в эксплуатацию проектов «Газпрома» («Балтийский СПГ», третья очередь «Сахалина-2») и «Новатэка» («Арктик СПГ-2» и «Арктик СПГ-3»). Если эти проекты будут реализованы, то к концу 2020-х годов российские проекты совокупно дадут свыше 80 млн т СПГ, или 110 млрд куб. м.

Благодаря СПГ у России появились новые инструменты для работы на глобальных газовых рынках, в том числе в Европе. Эти инструменты могут помочь не только нарастить поставки и открыть новые рынки, но и снизить градус политизированности вокруг российского газового экспорта. У страны появляется возможность использовать потенциал для монетизации гигантских газовых ресурсов с помощью двух каналов — трубы и СПГ — в разных частях света. Для того чтобы преуспеть в этом, национальным игрокам необходимо выстраивать синергию между СПГ и трубопроводным газом, максимизируя конкурентные преимущества каждого, сотрудничать по новым СПГ-проектам и не пытаться выстроить барьеры ради краткосрочных выгод. Иначе успех на внешних рынках может оказаться недолгим.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+