К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ложь за миллиард налом: как работает рынок российского черного пиара

Фото Chan Long Hei / Bloomberg via Getty Images
Фото Chan Long Hei / Bloomberg via Getty Images
Войны в медиа давно стали неотъемлемой частью российского бизнес-ландшафта. И породили целый рынок с миллиардными оборотами. Forbes изучал, во сколько бизнесу обходятся битвы за репутацию

Начало февраля 2020-го ознаменовалось крупным медиаскандалом. Издание Baza со ссылкой на источники сообщило, что ФСБ закрыла популярный телеграм-канал с компроматом «Футляр от виолончели», а его владельцем якобы оказался медиаменеджер Александр Гусов. Тот же категорически отрицает какие-либо связи с «Футляром» и подал на журналистов заявления в суд и полицию.

Реакция Гусова неудивительна. У «Футляра» хватало недоброжелателей, которые с радостью поквитались бы с авторами дерзких пасквилей. Да и поборы «компроматчиков» обходятся бизнесу в копеечку. По оценкам экспертов, годовой оборот рынка компромата составляет не менее 1 млрд рублей «нала». Forbes разбирался, как устроен этот неблагодарный, но прибыльный бизнес.

С разрешения Путина

«Разрешение создать сайт «Компромат.ру» я получил не от кого-нибудь, а от президента России Владимира Владимировича Путина», — рассказывал основатель легендарного ресурса Сергей Горшков в интервью «Коммерсанту». В его интерпретации Путин дал зеленый свет «компроматчикам», когда, будучи главой ФСБ, подтвердил подлинность нашумевшего в конце 1990-х видеоролика, на котором человек, похожий на генпрокурора Юрия Скуратова, отдыхал в сауне с девушками.

 

Горшков не скрывал, что его интересовало «именно разрушение репутации». А своими «клиентами» называл PR-агентства. Скрытным размещением оплаченных материалов занимаются практически все PR-агентства, писал «Коммерсант» в 2005 году. По версии издания, самыми крупными игроками этого рынка на то время были агентства «Четвертая власть» и «Тайный советник».

В 2000 году основатель «Четвертой власти» Александр Крестников в интервью бюллетеню «Новости СМИ» так описывал рабочий процесс: «У нас рождается некая информационная идея, потом она доводится до клиента, обсуждается («нравится — не нравится»), создается конкретный продукт (статья или сюжет на телевидении), затем мы размещаем его в соответствии с профилем и политической направленностью издания или телеканала». Если проект связан с регионами, то Крестников предпочитал газеты «АиФ», «Труд», «Комсомольская правда». А «жесткий текст политической или криминальной направленности» пиарщик предлагал «Независимой», «Новой газете» и «Версии».

 

Бывший журналист «Комсомольской правды» основал свое агентство в 2000 году. Особой специализацией «Четвертой власти» стали «антикризисные PR-мероприятия», рассказывал Крестников. «Пиар стал спасительным инструментарием для бизнеса», — подчеркивает Крестников в разговоре с Forbes: вместо того чтобы «заказывать» друг друга, бизнесмены стали размещать компромат. «Все люди первого эшелона работали с Крестниковым. Он был вне конкуренции», — вспоминает экс-участник списка Forbes, который тоже пользовался услугами пиарщика в 2000-е. Успех Крестникова собеседник объясняет его близостью к тогдашнему замруководителя администрации президента Владиславу Суркову и тем, что для пиарщика «не существовало слова нет»: он мог обеспечить размещение в любом СМИ. Как рассказывал сам Крестников, он сотрудничал с медиа не только за деньги, но и «за определенные услуги». На базе «Четвертой власти» Крестников открыл отделение «международного туризма для журналистов». Так пиарщик налаживал неформальные связи с редакциями: «Издания получают от нас услуги и взамен предоставляют свои, т. е. получается непосредственный бартер». В дальнейшем это направление переросло в самостоятельный туристический бизнес.

Развивалось и PR-агентство «Четвертая власть». В 2005 году оно зарегистрировало сайт «Общая газета.Ру». К этому времени Александр Гусов, который сразу после школы попал к Крестникову в «Четвертую власть», учредил свое агентство «Развитие» и зарегистрировал издание «Век». Ряд СМИ появился и у Крестникова: «Деловая страна», «Скандалы.Ру», «Российский туризм», «Парламентские известия» и «Новые ведомости». В 2013 году информагентство «Росбалт» сообщило, что «Четвертая власть» и «Тайный советник» планируют слиться. Годовой оборот объединенной группы оценивался в 2 млрд рублей, в планах якобы было IPO на Лондонской бирже, а среди клиентов агентств назывались Следственный комитет, Минкомсвязи, «Ростелеком», UC Rusal и правительство Чеченской Республики.

Крестников к этому времени уже избегал публичности, хотя на заре бизнеса был заметным медийным персонажем: признавался в любви к «антикризисному PR» и хвалился своим Lexus LX470, на страницах «Российской газеты» призывал государство обзавестись собственными «информационными защитниками» и даже написал письмо Путину. Но с середины 2000-х медийная активность Крестникова свелась к редакторским колонкам в его журнале «Отдых в России». Скандал вокруг «Футляра от виолончели» заставил пиарщика выйти из тени.

 

Работа на грани фола

«Футляр от виолончели становится очень удобным инструментом: в него можно спрятать труп, снайперскую винтовку, миллион долларов наличными. И никто не спросит, что в футляре у мирного виолончелиста», — рассуждал один из авторов телеграм-канала. Интервью журналу Esquire он давал инкогнито и на вопросы издания отвечал через анонимный чат в Telegram.

Главред Esquire Сергей Минаев называл «Футляр» «главным поставщиком инсайда в стране» и утверждал, что с чтения канала начинают свой день многие чиновники. Инсайды в Telegram выискивают только пугливые региональные чиновники, отмахивается сотрудник администрации президента: «Это просто пшик, разводка для лохов». Его бывший коллега говорит, что «Футляр» попадал в мониторинг и периодически вызывал недовольство: «Стиль острый, жесткий». Но серьезного внимания никто на канал не обращал, отмечает собеседник Forbes. «Многие хотели с ними [авторами «Футляра»] лично поговорить, физически», — возражает помощник одного из участников списка Forbes. Как бы то ни было, за два с половиной года аудитория «Футляра» выросла с нуля до более 400 000 читателей.

Последний пост на «Футляре» вышел 27 января 2020 года, после чего ресурс перестал обновляться. Через неделю Baza сообщила, что ФСБ изъяло у Александра Гусова сим-карту, на которую якобы был зарегистрирован «Футляр». О деятельности канала «были осведомлены» Крестников и главред The Moscow Post Алексей Козлов, писала Baza со ссылкой на следствие. О том, что окружение Крестникова имело отношение к каналу, рассказали Forbes и два источника на рынке.

До этого на связь Крестникова с «Футляром», а также с изданием «Руспрес» (с его сайта rospres.com можно было сразу перейти на «Футляр», который в Telegram назывался @rospres) писали только анонимные блоги. Они же указывали на еще одну возможную связь «Руспрес» и Крестникова. В 2012 году ресурс «Украинская правда» сообщал, что владельцем rospres.com стал украинский политтехнолог Игорь Шувалов. То, что гражданин Украины Игорь Шувалов является администратором rospres.com, установил в 2016 году и арбитражный суд Брянской области, в который обратился узбекский политолог Бахтиер Иргашев с требованием удалить с сайта статью «Главный кукловод Узбекистана» (Шувалов был соответчиком). Связаться с Шуваловым не удалось. Если верить нескольким компроматным интернет-публикациям, Шувалов и «Роспрес» могли входить в сферу влияния Крестникова. Как и легендарное издание The Moscow Post.

«Случается, что работаем на грани фола», — признает главред и совладелец The Moscow Post Алексей Козлов, проживающий в Черногории. По его словам, издание занимается исключительно расследовательской журналистикой, «основанной на фактах», а ярлык «компроматного» ресурса навесили недоброжелатели, которым не понравились разоблачения издания: «В отличие от «Футляров» и «Компроматов» у нас есть адрес, телефон, мы приходим в суд, судимся. Чувствуете разницу между нормальным изданием и компроматным?» Какую-либо связь с «Футляром» он отрицает, про Крестникова слышал, но лично незнаком. Зато неплохо знает Гусова: «Очень хороший человек. Он никогда бы не ввязался в авантюру типа «Футляра от виолончели».

 

«Понимая, как работает этот рынок, владельцы («Футляра». — Forbes) вряд ли бы находились в России», — отмечает Гусов, который тоже отрицает причастность к каналу. Он считает, что его и Крестникова связали с «Футляром», чтобы скрыть покупателя канала и саму сделку (о том, что канал продан за $2 млн в конце января 2020-го, сообщал сайт «Варламов.ру»): «Была запущена информационная утка, чтобы показать: канал закрыт с помощью силовиков, а не куплен». Но решение было ошибочным, уверен Гусов: «Свято место пусто не бывает. Сейчас на месте этой площадки вырастет другая. У нас любят читать про грязное белье чиновников и звезд». Себя Гусов называет специалистом по антикризисному PR. Про политтехнолога Шувалова слышал, но лично не знаком. Крестникова же Гусов хорошо знает и «уважает», ведь он обеспечил ему «трамплин в жизни». Впрочем, не все настроены к пиарщику доброжелательно.

Банкир Александр Лебедев называл Крестникова в своем ЖЖ «информационным киллером». А в своей книге «Охота на банкира» утверждал, что «крышу» пиарщику обеспечивал полковник «банковского» управления «К» ФСБ Дмитрий Фролов (уволен со службы в 2013 году, впоследствии арестован по подозрению в хищении 490 млн рублей в 2011 году). Среди клиентов Крестникова были беглые банкиры Сергей Пугачев и Георгий Беджамов, а жертвами атак — Дмитрий Медведев, вице-премьеры Игорь Шувалов и Аркадий Дворкович и другие федеральные чиновники, писал Лебедев, который и сам якобы побывал под прицелом «Четвертой власти».

У Лебедева нет «ни одного доказательства», говорит Крестников и называет его публикации «художественной литературой». Про политолога Шувалова он не слышал, «Футляр» даже не читал, а авторов канала считает «беспредельщиками». «Я не скажу, что мы «черным пиаром» занимаемся. Мы занимаемся эксклюзивным пиаром. Я сторонник только законных технологий», — рассказывает Крестников. Он уверен, что «демонизация» его деятельности на «желтых сайтах» вызвана «действенностью» его проектов. В своей деятельности Крестников почти не использует телеграм-каналы и предпочитает «традиционные, консервативные СМИ». Иногда Крестников рекомендует клиентам «раскручивать ситуацию до абсурда»: «Чтобы все поняли, что это полный бред». В качестве примера такого подхода он приводит недавнюю медиаатаку на Forbes.

Александр Лебедев
Александр Лебедев·Фото Ильи Питалева·РИА Новости

Бизнес на мести

«Русский Forbes торгует рейтингом», «В российском Forbes скоро наступит блэкаут», «Издатель Forbes задолжал $2 млрд», «Полковник-миллиардер Захарченко работал осведомителем Forbes» — это лишь ничтожная часть заголовков, которыми пестрели телеграм-каналы и интернет-ресурсы в октябре 2019-го. Квинтэссенцией черной PR-кампании стали фейки об обысках, якобы проходивших в редакции издания. Сюжет об этом вышел на телеканале РЕН ТВ.

 

Вероятно, заказчик кампании хотел довести ситуацию до абсурда, рассуждает Крестников: «Чтобы все поняли, что также абсурдно его обвинять». По подсчетам руководителя агентства Sidorin Lab Дмитрия Сидорина, в рамках черной PR-кампании вышло более 50 публикаций в СМИ, которые сопровождались 1256 сообщениями в соцсетях и мессенджерах. Охват, по оценкам Сидорина, составил около 600 000 человек. Некоторые материалы выходили и на площадках, аффилированных с Крестниковым. Кто выступал генподрядчиком PR-кампании? Точной информации об этом нет. Однако два источника Forbes на рынке связывают атаку на издание с компанией Крестникова. Сам он свое участие отрицает и говорит, что не в курсе, выходили ли статьи о Forbes на его ресурсах: «Я порой не знаю, что происходит у нас на площадках. Я же не являюсь администратором сайта, я просто владелец».

Как бы то ни было, подрядчик неплохо заработал. Маржа агентства обычно составляет около 40%, говорит Сидорин, а весь бюджет он оценивает в сумму от 4 млн до 8 млн рублей. Впрочем, кампанию делали наспех и целенаправленной подготовки не было, отмечает эксперт. Охват был внушительным, но на репутации Forbes это не сказалось, считает один из собеседников: «Те, кто не читает Forbes, читать это не станут. А читатели Forbes прекрасно понимают, что это бред. На них бессмысленно влиять таким образом». Больше похоже на месть, заключает собеседник Forbes*.

Месть, по его словам, самый распространенный мотив для медиаатаки. Правда, чтобы заглушить обиду, как правило, хватает одного-двух размещений. Эффективность таких кампаний измеряется не охватом, отмечает гендиректор Avalanche Андрей Масалович: «У половины задач в интернете аудитория — один человек. Чтобы он это увидел». Площадкой может быть и сайт с компроматом, но более популярны телеграм-каналы. Стоимость одной публикации зависит от популярности ресурса и находится в диапазоне 30 000 — 300 000 рублей. Оплата производится наличными или биткоинами.

«Есть два слова, которые на английский не перевели: Siloviki и Razmeshalovo», — говорит гендиректор агентства «Социальные сети» Денис Терехов. Telegram, по его словам, — это «квинтэссенция Razmeshalovo и «хороший способ испортить настроение серьезным людям». Считается, что Telegram читают 10 000-20 000 человек, принимающих решения, рассказывает Терехов: «Это те люди, на которых можно воздействовать. Если ты покрываешь 3-5 каналов, то точно до них мысль донесешь». В остальном охват телеграм-каналов достаточно ограничен, а информация не попадает в поисковую выдачу. Впрочем, размещение в Telegram можно использовать для первичного вброса информации, которая затем будет растиражирована СМИ. «Если ресурсов достаточно, можно заказать на биржах размещение во всех топовых изданиях», — утверждает один из участников рынка. Появление статьи в лицензированном СМИ позволяет легитимизировать информацию и «ужалить через «Яндекс» или Google», рассказывает Сидорин.

 

Экономика компромата

Статья на компроматном сайте может серьезно усложнить жизнь бизнесмену, признает опальный банкир Герман Горбунцов: «Как только напечатают на английском языке, ты тут же попадаешь в World Check или Lexisnexis [глобальные базы данных высокорисковых лиц]. Оказавшись там, ты готов платить что угодно, потому что [иностранные регуляторы] закроют все банки, компании, все кредиты». «Мы заложники», — вздыхает другой бизнесмен, ведущий несколько корпоративных войн. В 2019 году он с партнером потратил на блокировку информации о себе $1,5 млн. Мораторий на размещение информации о конкретной персоне или компании только на одном ресурсе может обходиться до $25 000 в месяц, отмечает Group-IB в отчете, посвященном рынку компромата за 2017 год (есть у Forbes). Цифры по-прежнему актуальны, говорят участники рынка.

«Доение клиента — одно из самых доходных направлений этого бизнеса», — рассказывает один из собеседников Forbes. Большую часть контента генерят сами площадки, рассказывает пиарщик, представляющий интересы бизнесмена из окружения Владимира Путина: «Смотрят — какой-то негативный повод есть в СМИ, и пошли». Бизнес-модель разработали в начале 90-х, рассказывает Горбунцов: «Она известная и понятная. Копают на тебя чего-нибудь, находят, предлагают не печатать за деньги, потом печатают и предлагают снять за деньги». Горбунцову, который перебрался в Англию, приписывают связь с порталом Crime Russia и телеграм-каналом «ВЧК-ОГПУ». Экс-банкир действительно инвестировал в запуск Crime Russia, но связь с «ВЧК-ОГПУ» отрицает, хотя и признает, что подписан на него.

Герман Горбунцов
Герман Горбунцов·CC BY-SA 4.0·Wikimedia

Из 20 ресурсов с компроматом, которые изучила Group-IB, только семь были зарегистрированы в России. Большинство же оказались за границей: восемь — в США, три — на Украине, по одному — во Франции и Панаме. «Перерегистрация дает ощущение безопасности. Наши силовики вряд ли придут, цепочки [посредников] удлиняются», — объясняет участник рынка. Важную роль в этом бизнесе играют посредники, «черные пиарщики», журналисты, которые за определенный процент (от 2% до 10%) занимаются как размещением статей, так и переговорами об их удалении, говорится в обзоре Group-IB. Снятие публикации обойдется в 70 000-700 000 рублей в зависимости от ресурса. Но проблему не решит. Исчезнув с одного ресурса, статья тут же перекочует на аффилированную площадку, и за снятие снова придется платить. Более того, информация об удалении молниеносно распространится по всему рынку, что приведет к увеличению количества вымогателей. Сейчас у многих, особенно украинских, сайтов есть системы, которые мониторят конкретные площадки и определяют, что удалено, а что нет, рассказывает один из участников рынка: «Ставите 30-40 сайтов на мониторинг, раз в неделю получаете срез».

Синергетический эффект

«Компромат — это профессионально, но старомодно», — говорит Масалович из Avalanche. По его словам, обычно к нему прибегают выходцы из традиционного PR. Для «сложных активных мероприятий» сайты с компроматами не лучший выбор, соглашается другой участник рынка. Партизанские методы дают больший эффект, считает собеседник Forbes: «Ползучее распространение самотеком по мелким группам гораздо эффективнее работает, чем принудительно через СМИ».

 

Соцсети и профильные форумы более действенны для атак, уверяет он: «Иногда достаточно вброса на какой-то заштатной площадке за 5-7 тысяч рублей и разгона по правильным группам в соцсетях еще за 10 тысяч рублей. Все, дальше пойдет самоходом». В качестве примера он приводит скандал вокруг ящура, который якобы обнаружили в молочной продукции PepsiCo в 2016 году. Это привело к изъятию продукции компании из продажи и временной потере доли рынка, напоминает собеседник Forbes.

Среди PR-технологов существует два лагеря, рассказывает Сидорин: сторонники импульсного воздействия на репутацию через соцсети и статического. Во втором случае и прибегают к компроматным сайтам, говорит эксперт: «Они надежные ребята, с гарантией. Купил «мерседес», и он едет». По его словам, наиболее разрушительный эффект возникает, если импульсному вбросу предшествовала подготовка «негативной площадки».

Алгоритм следующий: за счет покупки «лайков» и «репостов» (для этого существуют специальные биржи) в топ Google выводят заранее размещенный компромат либо давнюю негативную историю. Параллельно «накручивают» поисковые «подсказки» (варианты наиболее популярных запросов, которые предлагает «поисковик» в ответ на первую фразу поиска — имя персоны или название компании): «Разоблачение, скандал, сидел». И потом организовывают импульсную атаку в соцсетях: «Интерес к человеку возрастает, а мы подстраховались».

Борьба за репутацию

Как правило, компромат не вызывает общественного резонанса, рассказывает PR-помощник одного из участников списка Forbes: «Но, заходя в мониторинг, попадает под светлые очи руководителя». У пострадавших от медиаатаки обычно два запроса, рассказывает Масалович: «Удалите эту дрянь из интернета, и кто это сделал».

 

Удалять компромат за деньги бессмысленно, это лишь подпитывает индустрию, единодушны все собеседники Forbes: «Чем больше даешь, тем больше пишут». Судиться с «компроматчиками» тоже не лучший выход, признают собеседники Forbes. Во-первых, иск о клевете можно подавать только к зарегистрированному СМИ. А во-вторых, публичный судебный процесс привлечет внимание СМИ и широкой аудитории, что может усугубить эффект.

Можно идти по пути блокировки через Роскомнадзор, предлагает пиарщик, представляющий интересы бизнесмена из окружения президента. Но для этого нужно выявить призывы к экстремизму, отмечает собеседник Forbes: «А если кто-то кого-то дерьмом полил, то Роскомнадзор не будет блокировать».

У Горбунцова есть свое решение: при помощи юристов «вычищать» поисковую выдачу Google и других платформ: «Есть целая индустрия на эту тему». По словам экс-банкира, в Лондоне такая услуга стоит от 6000 фунтов (около $7700). «Можно бороться и судиться, но проще выдавить компромат из поисковой выдачи», — отмечает Сидорин: завести аккаунты в Twitter и Instagram, поправить статью в «Википедии», разместить материал в платной энциклопедии. Ценник — от 100 000 рублей, но защита репутации в интернете — регулярная задача: «Раз в неделю нужно обеспечивать нормальные публикации. Без этого будет всплывать новость 2013 года, где ты в суде с фотографией за решеткой».

Нужно выявлять заказчика, настаивает другой участник рынка: «И навязывать ему отвлечение ресурсов — создавать проблему в другом месте. Только из-за угла, исподтишка, тихонечко». Правда, это снова рынок компромата, признает собеседник Forbes. Group-IB в отчете от 2017 года оценивает его в 91,2 млн рублей ежемесячно. То есть более миллиарда рублей в год. Это сопоставимо с оценками собеседников Forbes, которые находятся в диапазоне от 1 млрд до 4 млрд рублей.

 

Оборот этого рынка — очень условная вещь, отмечает один из его участников. Сам он и вовсе оценивает его в несколько десятков миллиардов, вместе с рекламными бюджетами крупных компаний: «Как правило, их рекламные контракты подразумевают такую компоненту, как отсутствие негатива в изданиях, с которыми они подписаны». Рынок будет жить долго, заключает его коллега по цеху: «Ему ничего не может помешать. Разве что в интернет по паспортам будем заходить».

* Forbes не считает возможным проводить полноценное журналистское расследование истории с информационной атакой на издание по причине возможного конфликта интересов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+