ЯТАМВ вместо FAANG: кто стоит за бумом высоких технологий в России
Первый рейтинг, связанный с Рунетом, мы сделали в 2011 году: главные лица российского интернета были представлены в трех категориях — инвесторы, стартаперы и менеджеры. Из 30 человек того списка миллиардерами за прошедшие годы стали шестеро — Юрий Мильнер, Аркадий Волож, Павел Дуров, Леонид Богуславский, Андрей Андреев и Евгений Касперский (их совокупное состояние в 2019-м составило $12,3 млрд), один из первых инвесторов Facebook Алишер Усманов был миллиардером и в 2011-м (единственным в том интернет-рейтинге), а Виктор Ремша, Андрей Баронов и Ратмир Тимашев вошли в список Forbes, немного не дотянув до $1 млрд. Неплохая выборка была в 2011-м.
За девять прошедших с 2011-го лет мы несколько раз меняли подход и методику составления рейтинга Рунета — и это неудивительно. Потребительская революция в интернете стремительно меняет бизнес, новые виды сервисов появляются и растут на глазах. Не так давно термин «экосистема» был применим лишь в биологии, а сейчас экосистемами стали онлайн-торговцы, банки, медиа и много кто еще.
В этом номере Forbes впервые представил 30 главных компаний российского интернета с разбивкой на две группы: 20 самых дорогих компаний (без интернет-торговли) и 10 крупнейших онлайн-продавцов. С первой группой все просто: в ней компании, бизнес которых возник в интернете и невозможен без него. Возглавляют этот список экосистемы — «Яндекс» (капитализация $14,6 млрд) и Mail.ru Group ($5,3 млрд). Для большинства представителей второй группы интернет — это не среда обитания, а лишь канал продаж. В нее входят «Аэрофлот», РЖД, S7 Airlines, «М.Видео-Эльдорадо», но есть среди крупнейших продавцов товаров и услуг в интернете и маркетплейсы: Wildberries, AliExpress Russia, Ozon.
Wildberries с оборотом 223 млрд рублей уже сделал хозяйку площадки Татьяну Бакальчук миллиардершей. При этом выручка компании почти в два раза меньше — 120 млрд рублей, и существенную долю в ней составляют комиссионные от партнеров, а не деньги от продажи собственных товаров. Пропорция эта год от года растет, иными словами, Wildberries все больше превращается в сервисную интернет-компанию. Еще есть экосистема Тинькофф Банка — набор финансовых, досуговых и лайфстайл-сервисов от банка и его партнеров. И, кстати, в ходе IPO инвесторы оценили Тинькофф Банк не как банк, а как интернет-компанию, да и сейчас он торгуется с мультипликатором к капиталу чуть меньше 4, в то время как средний по российским банкам — 0,6.
В Америке давно придумали акроним для высокотехнологичных гигантов — FAANG (Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google), для российского рынка я бы предложил WAMYT (Wildberries, Avito, Mail.ru Group, Yandex, TCS Group Holding), а лучше по-русски и перемешать, тогда получается более многозначительно и загадочно — ЯТАМВ (шоколаде, например).
Материалы рейтинга 30 компаний Рунета:
20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes
10 главных продавцов Рунета. Рейтинг Forbes
Владелица Wildberries стала богатейшей россиянкой по версии Forbes