Новый состав правительства, представленный несколько позже анонсированного времени, безусловно, интересный. Кабинет утратил много людей, бывших на слуху скорее в негативном контексте, и наоборот, приобрел ряд фигур, «широко известных в узких кругах».
Реальное наполнение будет понятно только после окончательного распределения портфелей в федеральных службах и агентствах — ведь все давно забыли, по каким критериям их создавали и делили в далеком 2004 году, когда некоторые министры были еще на студенческой скамье. Что можно сказать уже сейчас?
- Почти все уволенные министры и вице-премьеры вызывали резкую критику — заслуженную или нет — в своих отраслях или у широкой публики. Их и принесли в жертву. Ушли оба социальных и оба образовательных министра, но при этом курирующий вице-премьер сохранила портфель. Сильнее всего искривший культурно-спортивный блок вообще был зачищен полностью.
- Состав кабинета имеет мало знаковых фигур: он явно больше ориентирован на укрепление управляемости и построение процессов, нежели на возбуждение оптимизма финансовых рынков (они и без того более чем бодры) или заграницы. Правительство нашпиговали аппаратными зубрами, что соответствует задачам, заявленным премьером в Думе: государство как платформа, решение проблем нищеты и бедности, увеличение госрасходов при наведении порядка в реализации нацпроектов и повышения адресности социальных выплат.
- Общее у новых вице-премьеров и министров — опыт в крупных реорганизациях или проведении мероприятий мирового масштаба (вице премьер Чернышенко и министр спорта Матицын) или запуска очень крупных проектов (вице-премьер Хуснуллин). Из регионов в этот раз был призван всего один губернатор (министр экономики Решетников) и ректор одного из наиболее заметных по своему развитию и международной активности региональных вузов.
- Много поднятий на два-три бюрократических уровня — из замглавы ФНС или даже из московского вице-мэра сразу в вице-премьеры. Впрочем, премьера тоже подтянули таким же образом. Наблюдается явное омоложение социального, экономического и отраслевого блоков.
- В тех ситуациях, когда не было претензий к министрам, их сохранили, но назначили свежих кураторов. При запуске нового кабинета не исключены трения между уже крепко сидящими министрами и «новыми метлами».
- Опытнейшие Андрей Белоусов и Евгений Борисов, чей мандат был расширен с оборонки на ТЭК и промышленность, — известные сторонники государственного вмешательства в экономику. Передача Росимущества Минфину, с учетом традиционных позиций Минфина, также не сулит большого динамизма в вопросах приватизации. Возможно, это ведомство стало утешительным призом министру финансов, который утратил вице-премьерство. Впрочем, статус Минфина как суперминистерства, при аппаратно ослабленном Минэке, сомнению пока не подвергается.
- Из очень условных «групп влияния» усилились круги, близкие к московской мэрии (вице-премьер на замену и два новых министра). Остальные что-то потеряли, что то приобрели. В итоге состав правительства оказался весьма сбалансированным, что отметил президент, принимая новых министров
В целом от нового кабинета не стоит ждать ярких и немедленных действий. Скорее мы увидим ревизию и более целостное исполнение нацпроектов, повышенное внимание к контролю и удобству государственного «интерфейса» при общении с гражданами и бизнесом. Однако надеяться на сокращение темпов огосударствления экономики прошлый опыт назначенцев не позволяет. А это едва ли не самая главная проблема, стоящая перед российской экономикой.
- «Гиря на ногах у Мишустина»: как Белоусов подвинул Силуанова и к чему теперь готовиться бизнесу
- Новые хозяева Белого дома: кто вошел в правительство Михаила Мишустина
- «Принципиальный жесткий мужик»: чем известен новый премьер Михаил Мишустин
Новые хозяева Белого дома: кто вошел в правительство Михаила Мишустина
Новые хозяева Белого дома: кто вошел в правительство Михаила Мишустина