К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Возвращение к рецессии: продажи новых машин в России упали впервые за три года

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Автомобильный рынок в России после двух лет восстановительного роста вернулся к рецессии. Продажи новых машин показали падение впервые за три года. Улучшения ситуации в 2020 году бизнес не ожидает, как и резкого измененя цен

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по итогам 2019 года сократились на 2,3% — до 1,759 млн штук, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). После двух лет восстановительного роста рынок вернулся к рецессии, отмечается в презентации, представленной на пресс-конференции во вторник.

Прошлый год «оказался более трудным, чем ожидалось», отметила АЕБ. Спад в первом полугодии «был ожидаем после увеличения НДС», а вот «надежды на восстановление во второй половине года не оправдались». «Спрос оставался слабым весь год, несмотря на его существенное стимулирование со стороны дистрибьюторов и дилеров», — указывает организация.

Со снижением продаж или очень скромным ростом в 2019 году столкнулось большинство марок массового сегмента. Продажи «АвтоВАЗа» за год выросли всего на 1%. Продажи Nissan упали на 20%, а Toyota — на 5%. На 12% сократились продажи Mitsubishi. Продажи Volkswagen упали на 2%. Продажи Hyundai выросли, но менее чем на 1%. Исключениями стали Skoda (+9%), Datsun (+9%) и, например, Renault (+6%). При это в случае c Renault при подсчете в объем продаж были включены коммерческие автомобили. Хорошие показатели продаж продемонстрировали китайские марки: продажи Haval за год выросли на 282%, Geely — на 186%, Changan — на 86%.

 

Продажи Kia за год сократились на 1%, но управляющий директор KIA Motors Rus Александр Мигаль отмечает, что для компании важен другой показатель. «Если смотреть чуть глубже, то 41% — это [продажи автомобилей Kia] Rio, 59% — это уже машины более высокого ценового сегмента. И что для нас очень важно, мы видим тренд увеличения более высокого ценового сегмента в доле наших продаж уже несколько лет», —  заявил он Forbes. В прошлом году на Kia Rio приходилось 42% продаж производителя, а на более премиальные автомобили — 58%. Мигаль подчеркивает, что в «очень стабильной» автомобильной индустрии один процент — это существенно.

BMW объяснила выход из переговоров о производстве в России 

 

В люксовом сегменте ситуация для многих марок выглядит лучше, чем в массовом. Продажи Mercedes-Benz выросли на 11%, Genesis — на 24%. BMW в прошлом году продала на 17% больше машин. Добиться хороших показателей компании помогло обновление модельного ряда, развитие программы трейд-ин и новых услуг, рассказал президент BMW Group Россия Штефан Тойхерт. При этом продажи Land Rover упали на 12%, Infiniti — на 25%.

(function() {
VK.Widgets.Post("vk_post_-11982368_388639", -11982368, 388639, '3aEzpVazNqJmBYXB5VGzpGXypQ');
}());

Каким будет для бизнеса 2020 год

По данным АЕБ, в декабре 2019-го продажи машин показали рост до 179 000 штук — это на 2,3% больше по сравнению с декабрем 2018 года. Но вряд ли это можно считать переломом падающего тренда, сказал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. По его словам, «некоторый подъем» продаж типичен для конца кварталов, когда автопроизводителям нужно «закрыть плановые показатели». «Возможно, здесь есть объем искусственных регистраций», — добавил он.

Бренд Hummer возродят для производства конкурентов Cybertruck

 

В 2020 году АЕБ ожидает «продолжения непростого периода», так как «участники рынка достигли потолка возможностей в стимулировании спроса». Организация считает, что изменений к лучшему не будет без внешних факторов, таких как ведущий к росту располагаемых доходов экономический рост, стимулирующие спрос правительственные меры и отсутствие дополнительных налогов и сборов, вызывающих рост розничных цен. Но уверенности в том, что в 2020 году произойдет «какое-либо существенное улучшение во внешней среде», у АЕБ нет, следует из презентации. Организация прогнозирует, что в 2020-м продажи сократятся на 2,1% и составят 1,72 млн новых машин. «Автомобильная тема выпала из приоритетов правительства. В списке национальных проектов нас нет», — подчеркнул Шрайбер.

Люкс на колесах: за какие автомобили россияне готовы платить от $100 000

Прошлогодний рост Шрайбер назвал «сдержанным», добавив, что рост цен на автомобили уже много лет не достигает даже половины общего уровня инфляции. Он отметил, что «когда инфляция 5%, то цены повышаются на 1-2%». «Но есть госрегулирование, повышение утильсбора будет влиять на цены, и вы возможно этого еще не видите», — отметил он. Утилизационный сбор правительство повысило с 1 января. Шрайбер поясняет, что «в начале года реализуется производство предыдущего года и на него повышение утильсбора не распространяется». Поэтому он прогнозирует, что «до марта цены останутся на прежнем уровне, а позднее увидим новые заявления производителей по ценам». «Но я бы не ожидал большого повышения цен», — подытожил глава комитета АЕБ.

Kia в 2020 году надеется сохранить уже полученную долю рынка и достигнутое сегментирование продаж (41% и 59%), заявил Мигаль. Он отметил, что сделать это компании помогут «накопленная база» и большая программа новых продуктов. Позитивные ожидания Kia на фоне стагнирующих доходов россиян Мигаль объясняет «гибкой программой трейд-ин» и системой поддержки с привлечением банков-партнеров.

Предыдущие два года продажи новых автомобилей в России росли двузначными темпами: в 2017 году — на 11,9%, в 2018-м — на 12,8%. В марте прошлого года об уходе с российского рынка легковых автомобилей сообщил концерн Ford Sollers. Автопроизводитель назвал этот сегмент убыточным. Источники Reuters рассказывали, что бизнес в России приносит компании значительные убытки. В то же время в декабре продажи в России возобновил Opel, на фоне падения продаж покинувший рынок в 2015 году.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+