Защита от всех шоков: как Россия пытается избежать ловушек, которых боятся Греф и Чубайс
На Московском финансовом форуме поспорили два реформатора, оказавших ключевое влияние на становление современной российской экономики, — руководитель «Роснано» Анатолий Чубайс и глава Сбербанка Герман Греф. Если первый в качестве министра финансов и первого вице-премьера работал в жестких условиях 90-х годов, то второй инициировал основные экономические реформы нулевых. В оценке современной ситуации они разошлись.
Анатолий Чубайс, при котором на фоне крайне низких цен на нефть экономика падала на 15%, сравнил современные экономические власти с автомобилем, у которого только две педали — газ и тормоз. Педаль газа — экономика, за которую отвечает Силуанов. Педаль тормоза — правоохранительная система. Чубайс считает, что правительство ухитрилось нажать на обе педали так, «что кости трещат». По его словам, «у нас блестящая, лучшая за 28 лет бюджетная политика, блестящая, лучшая за 28 лет кредитно-финансовая политика — фантастические параметры, начиная с долга к ВВП, кончая уровнем инфляции». О таком нельзя было мечтать в его время. Поэтому, по мнению Чубайса, нужно что-то делать с педалью, которая называется «правоохранительная система».
Герман Греф, напротив, полагает, что проблема глубже: дело в отсутствии современных моделей управления и понимания, как именно развивать экономику. «Проблема значительно более фундаментальная: Россией управлять становится все более и более сложно, мы пытаемся старый инструмент, во многом еще с советских времен, юзать, и это «не полетит», — сказал бывший министр экономического развития. Он считает, что отсутствует бизнес-модель экономического роста страны. Причем в условиях, когда, по его словам, «у нас огромные вызовы впереди… Сырьевой шок под названием «снижение потребления нефти в мире и фактически бесконтрольное увеличение предложения нефти в мире». По мнению Грефа, такая ситуация приведет к очень низким ценам на нефть, значительно ниже сорока долларов за баррель. Он подчеркнул, что страна пока не готова к новым рискам, и призвал готовиться к ним уже сейчас.
На самом деле современная модель есть. И эту модель уже долгое время отстаивает Антон Силуанов — ему как раз и пришлось выступить арбитром в споре Анатолия Чубайса и Германа Грефа. Антон Силуанов считает, что существует так называемая ловушка среднего дохода, в которой оказались многие развивающиеся экономики, в том числе страны БРИКС, многие азиатские страны. Проблема обычно возникает, когда развивающиеся страны застревают посередине в связи с ростом заработной платы и снижением ценовой конкурентоспособности, и не в состоянии конкурировать как с развитыми экономиками с высокой квалификацией и инновациями, так и с экономиками с низкими доходами, низким уровнем заработной платы и дешевым производством промышленных товаров. Из такой ловушки пока удавалось вырваться лишь немногим странам, таким как, например, Япония, Южная Корея, Сингапур.
Сегодня исторический шанс вырваться из этой ловушки есть и у России. За прошлые годы накоплены большие резервы, создана устойчивая макроэкономическая конструкция. Сегодня России нужны масштабные инвестиции в инфраструктуру, образование, развитие человеческого капитала — именно за счет таких инвестиций из ловушки среднего дохода вырвалась, например, Южная Корея. И в России такие инвестиции осуществляются через национальные проекты. А значит, Россия может совершить рывок.
Действительно, как доказывает Антон Силуанов, нужно модернизировать и правоохранительную систему, и государственное управление. Когда Герман Греф пришел в Сбербанк, он начал действовать одновременно по всем фронтам. Делать ремонт в отделениях и настраивать их на работу с клиентами, включая отмену обеденного перерыва с 13 до 14, Греф начал практически сразу же — задолго до того, как завершил перестройку управления банком, переведя его на ультрасовременные менеджерские практики и параллельно решая многие другие непростые задачи. По такому же пути сейчас идет и правительство.
Прежде всего, запущена работа национальных проектов: 25,7 трлн рублей за 5 лет будут потрачены на кардинальное улучшение качества жизни. Например, нацпроект «Здравоохранение»: сегодня в России 788 городов и поселков не имеют доступа к первичной медицинской помощи. Если этот нацпроект будет реализован, то таких городов больше не останется. Другой пример: жители восьми городов дышат отравленным воздухом. Предусмотрено, что не должно быть ни одного населенного пункта с загрязненной атмосферой. Правительство занимаемся и вопросами демографии, ключевыми для нормального развития страны.
Для непосредственного стимулирования экономического роста уже сегодня отменяются архаичные требования валютного регулирования. Еще недавно за невозврат валютной выручки предприниматель мог заплатить штраф до 100% в лучшем случае, а в худшем — оказаться в тюрьме лет на пять. Правительство отменяет уголовное преследование в этой сфере и сокращает размер штрафов до 3-5%. Тем самым оказывается огромное влияние на улучшение бизнес-климата и инвестиционной среды.
Создаются и условия для экономического роста, который зависит от наших граждан, от того, насколько им комфортно и спокойно заниматься бизнесом, создавать новые продукты, воплощать в жизнь свои идеи, рисковать, пробовать новое. Так, на льготное кредитование малого бизнеса направлено 10 трлн рублей — финансовая база для предпринимателей будет обеспечена. Упрощается громоздкая отчетность. Взаимодействие бизнеса и власти становится простым и удобным, через приложение в смартфоне. 1,2 млн налогоплательщиков на упрощенной системе налогообложения будут освобождены от обязанности подачи налоговой декларации. Если для поддержания экономического роста не хватает внутреннего спроса, правительство уже готово поддержать экспансию предприятий, в том числе и малых, на иностранные рынки.
Для того чтобы бизнес смог поверить в то, что вложения в российскую экономику дадут стабильный результат, правительство готово гарантировать стабильность инвестиционных условий. Уже в осеннюю сессию правительство внесет в Госдуму законопроект о защите инвестиций, который гарантирует такие условия. Цель — выйти на рост инвестиций с уровня около 20-21% ВВП до 25% и более. И речь идет о привлечении в инвестиции более 20 трлн рублей, которые сейчас «заморожены» на депозитах компаний.
Тем самым Россия уже научилась переживать сырьевые кризисы, и экономический блок правительства имеет четкую модель диверсификации экономики, заранее ослабляя влияние таких шоков. Эта модель носит системный характер и минимизирует возникающие риски — даже те, которые кажутся запредельными.
А то, что реформаторы спорят, — таким начинаниям это только на пользу. Компетентная критика позволит уточнить цели и планы.