Самое интересное на МАКС-2019: робот Федор, два президента и ситуативный маркетинг
Город Жуковский, где проходит МАКС, попал в топ-новости почти за две недели до авиасалона. 15 августа пилоты «Уральских авиалиний» экстренно посадили самолет А321 с неработающими двигателями на кукурузное поле возле аэропорта Жуковский. На взлете в двигатели попали птицы, что и стало причиной аварийной посадки. Все 233 человека на борту остались живы. Это «чудо в кукурузе», несмотря на драматичность ситуации, вызвало бурю положительных эмоций. А инструкция старшего бортпроводника Дмитрия Ивлицкого, адресованная пассажирам в поле, стала практически гимном жизни — «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы». Продавцы кукурузы на МАКСе тут же пустили этот слоган в дело: написали крупным шрифтом на желтых передвижных тележках. Неизвестно, способствует ли продажам модный нынче ситуативный маркетинг, но внимание точно привлекает.
Главный посетитель
Первый день МАКСа — всегда путинский. За 20-летнее правление Путин лишь однажды пропустил авиасалон: в 2013 году приезжал Дмитрий Медведев. Говорят, тогда просто не нашлось авиационных новинок. А Путину лучше показывать их. В 2014 году после сбитого малайзийского самолета в отношении России стали вводиться санкции, от которых начал страдать и авиапром. МАКС-2015 проходил под девизом повсеместного импортозамещения, а визит Путина расценивался как гарантия моральной и финансовой поддержки. В 2017 году Путин на авиасалоне купил мороженое, не взяв сдачи. В этот раз он проделал тот же трюк.
Особый режим в день приезда Путина начинается с раннего утра. В Жуковский съезжается огромное количество сотрудников ФСБ, ФСО, полиции, «Росгвардии». Въезды через КПП ограничены или совсем закрыты. На территории авиасалона движение машин и людей строго регламентировано. Все эти меры создают пробки и заторы. Новичков возмущает такой расклад, зато опытные посетители относятся к этому как к плохой погоде — тяжело, но скоро закончится.
В первый день участники авиасалона находятся в состоянии неопределенности. Назначать встречи и проводить мероприятия сложно, так как в любой момент может начаться «обход». Точного времени никто не знает. Но есть признаки, по которым определяется приближение часа Х. Самый главный — перекрытие павильонов, куда собирается зайти Путин. Обычно это происходит примерно за два часа до его визита. Неулыбчивые крепкие мужчины в пиджаках с проводком в ухе заходят вовнутрь, на входе стоят полицейские, а на дальних подступах — росгвардейцы.
Многие стараются переждать приезд первого лица подальше от павильонов ОАК, «Роскосмос» и им подобным. Они гарантированно перекрыты. Путин, впрочем, может заглянуть к частным или иностранным компаниям. Но тут надо сильно постараться. «Мы четыре МАКСа подряд пытались договориться. Один раз все-таки удалось», — рассказывает знакомый предприниматель. «А что это дает в итоге?» — интересуюсь. «Ничего», — смеется в ответ. На двух прошлых авиасалонах Путин заходил на стенд Boeing. В этот раз пропустил.
В этом году Путин прогуливался по авиасалону в компании президента Турции Реджепа Эрдогана. Наибольший интерес у обоих вызвал истребитель нового поколения Су-57. Это неудивительно: встреча Путина и Эрдогана проходила на фоне новости о том, что США отказали Турции в поставках истребителя F-35. Эрдоган спросил, можно ли купить Су-57. Путин ответил утвердительно. А потом они вместе пошли смотреть пилотаж новых «сушек». Чем не ситуативный маркетинг?
Новая надежда
Официальной премьерой авиасалона стал МС-21. Он был на земле и в небе. Два самолета находились на статической площадке, в один из них водили экскурсии: можно было опробовать и кресло пилота, и кресло пассажира. «Когда еще придется посидеть?» — рассуждали посетители и обязательно делали селфи. Третий самолет летал. Белый, изящный, легкий и маневренный. МС-21, конечно, привлекал внимание. Им любовались, его фотографировали.
На пресс-конференции несколько топ-менеджеров ОАК отрепетированно говорили о преимуществах самолета, ссылаясь на пожелания авиакомпаний и общие потребности рынка. Была красивая презентация, синхронный перевод на английский и полет МС-21 сразу же после общения с прессой.
В этой атмосфере воодушевления меньше всего хотелось обсуждать будущее МС-21. Но вопросы есть, и от них никуда не деться.
Сколько денег еще необходимо на проект? В прошлом году Счетная палата указала на резкий рост стоимости проекта, который оценивается в рекордные 438 млрд рублей. По сравнению с первоначальной суммой производство самолета подорожало в два с лишним раза.
Каковы последствия санкций? В начале года производитель сырья для композитного крыла прекратил поставки. ОАК экстренно ищет отечественный аналог. Сроки проекта сдвигаются.
Наконец, кто купит МС-21? ОАК заявляет, что есть 175 твердых контрактов. Звучит! Но с кем они? С лизинговыми «дочками» госбанков и госкомпаний. Главный получатель — государственный «Аэрофлот»; он подписался на 50 самолетов и вроде как должен взять еще 35. Но госструктуры новую надежду отечественного авиапрома не берут, потому что двигатели иностранные. И тут тоже экстренный поиск отечественного. Уже на пятый летающий экземпляр (сейчас их три) иркутский авиазавод поставит русские ПД-14. Специалисты по испытаниям хвалят двигатели от Pratt & Whitney и честно признаются, что хотели бы полетать на них как можно дольше.
Менеджеры ОАК на все эти вопросы отвечали уклончиво, без конкретики. «Самолет летает? Летает! И это главное. Дальше — по ситуации», — то ли шутя, то ли нет выдал один из топов. Вот и, пожалуйста, новый тренд: ситуативный авиапром.
«Федор» и биопринтер
Этот МАКС запомнится и космосом. В шесть утра 27 августа, пока к Жуковскому стягивались правоохранительные органы, к МКС пристыковывался «Союз МС-14». Первая попытка 24 августа была неудачной. Через несколько дней решили повторить, и все получилось (в противном случае корабль пришлось бы уводить с орбиты и топить в океане). Этот запуск получил широкий резонанс из-за находившегося на борту человекоподобного робота «Федора». Проект с 2014 года курирует Дмитрий Рогозин: тогда робот разрабатывался в интересах МЧС и был просто «Спасателем». С переходом Рогозина в «Роскосмос» сменил специализацию и робот, став «Федором» (это имя дал Рогозин в честь внука). С тех пор «Федора» активно раскручивают в соцсетях; он считается самым удачным PR-проектом Рогозина.
Повторная автоматическая стыковка «Союза МС-14» к МКС велась в прямом эфире, и, признаться, было волнение за этого «Федора» (все-таки человекоподобный). Позднее, после общения на авиасалоне с сотрудником компании 3D Bioprinting Solutions, стало понятно, что волноваться нужно не за «Федора» (хоть человекоподобный, но металлический), а за биоматериал, отправленный на МКС на этом же «Союзе». Клетки и бактерии как раз живые, требующие определенных условий.
3D Bioprinting (соучредитель компании «Инвитро») проводит на орбите эксперименты: печатает органы. В декабре 2018 года впервые в космосе были напечатаны хрящевая ткань человека и щитовидная железа мыши. В этот раз 3D Bioprinting планирует напечатать костную ткань, а также провести эксперименты с бактериями кишечной палочки и белковыми кристаллами лизоцима (антибактериальный агент).
Уже в сентябре на орбиту будут отправлены клетки коровы, чтобы напечатать искусственное мясо —«по сути фарш». «Сейчас уже делают бургеры, используя растительный белок из сои. А можно печатать мясо животного происхождения без убийства коров — у них достаточно взять биопсию, — делится подробностями сотрудник 3D Bioprinting. — Пока это на уровне эксперимента и дорого: 10 000 фунтов за килограмм. Когда же за счет масштабирования цена упадет в десять раз, то бургеры с искусственным мясом начнут предлагать в ресторанах».
Почему эксперименты проводятся на орбите? Микрогравитация в космосе помогает достигать лучших результатов, чем на Земле, утверждает собеседник.
В долгосрочных планах 3D Bioprinting Solutions — попытаться снизить дефицит донорских органов: сейчас очередь на замену почки растягивается на 3-5 лет, и четверть пациентов не доживает до операции. А также — увеличить шансы человечества освоить дальний космос, дав возможность печатать органы («заплатки» на них) и белковую еду вдали от Земли.