Уже в 2019 году в российской экономике может быть зафиксирована техническая рецессия. Об этом пишет РБК со ссылкой на аналитическую записку Института экономики роста имени Столыпина, наблюдательный совет которого возглавляет бизнес-омбудсмен Борис Титов.
В июне глава Минэкономразвития Максим Орешкин предупреждал о возможной рецессии в 2021 году, связанной с активным ростом потребительского кредитования. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина с этим не согласилась, отметив, что кредиты наоборот обеспечивают рост потребления и экономики в целом.
В исследовании Института экономики роста сказано, что по итогам первого квартала Росстат оценил рост экономики в 0,5% год к году. Эксперты полагают, что это обусловлено успехами госсектора и крупных предприятий, отмечая, что анализ реестра субъектов малого и среднего предпринимательства показывает снижение экономической активности.
В ожидании нового кризиса. Что угрожает мировой экономике через 10 лет после «Великой рецессии»
За первые шесть месяцев текущего года число работников малых и средних предприятий сократилось на 1,6% год к году, уточнили эксперты. Речь идет о сокращении более чем на 257 000 работников. Малых и средних предприятий за тот же период стало меньше на 7–8% год к году (на 18 200 малых предприятий и на 1500 средних). При этом число сотрудников микропредприятий выросло на 6,7% (460 500 человек).
Авторы документа подчеркивают, что спад начался в прошлом августе. По их мнению, резкое изменение численности сотрудников микро- и малых предприятий связано с переходом части малых предприятий в разряд микропредприятий. С учетом жесткой налоговой и денежно-кредитной политики, а также слабого эффекта нацпроектов, техническая рецессия может быть зафиксирована уже в 2019-м, а не в прогнозируемом Минэкономразвития 2021-м, заключают эксперты.
Кризис подождет. Какие сюрпризы готовит инвестору мировая экономика
Доцент РАНХиГС Олег Филиппов заявил РБК, что рецессия в России уже началась. «Это полугодие – по ряду отраслей это четко видно – самое худшее с кризиса 1998 года. Граждане становятся все больше неплатежеспособны. Количество сделок по распродаже предприятий малого и среднего бизнеса их владельцами в этом году превысило результат за последние восемь-девять лет», – сказал Филиппов, уточнив, что небольшой рост экономики может быть продемонстрирован за счет крупного иностранного бизнеса или госсектора. Он добавил, что малый и средний бизнес постепенно превращаются в микропредприятия, которые могут конкурировать за счет упрощенной системы налогообложения и сокращения персонала до предела. Филиппов подчеркнул, что ужесточение налоговой нагрузки, в частности повышение НДС, очень сильно задавило бизнес.
Скатывание малого и среднего бизнеса в рецессию видно невооруженным глазом, согласен первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.
«Традиционно большая часть малых компаний в России – это малый торговый бизнес. В последнее время из-за агрессивного развития сетевой розницы практически ежедневно закрываются маленькие магазинчики, и на их место становятся сетевые», – считает он.