К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Тайна «кофейного короля»: что привело к гибели бизнесмена, который научил Индию пить кофе


Сын плантатора создал крупнейшую в Индии сеть кофеен, научил традиционно «чайную» нацию пить кофе и стал миллиардером. Он вдохновлялся историей Starbucks — гиганта, с которым ему потом пришлось конкурировать на родном рынке. Агрессивное развитие бизнеса довело его до долгов и распродажи активов. В конце июля бизнесмен пропал без вести, а через два дня был найден мертвым. Forbes рассказывает историю Ви Джи Сиддхартхи, «кофейного короля» Индии
Ви Джи Сиддхартха
Ви Джи Сиддхартха·Фото Namas Bhojani

Основатель крупнейшей в Индии сети кофеен Cafe Coffee Day (CCD) Ви Джи Сиддхартха пропал вечером 29 июля. Он попросил своего водителя высадить его у реки и пошел прогуляться. Когда он не вернулся и не ответил на звонки, водитель обратился в полицию, пишет Bloomberg.

Поисковая операция продолжалась почти два дня. 31 июля полиция сообщила, что местный рыбак обнаружил тело бизнесмена. Обстоятельства его смерти не уточнялись.

«Робин Гуд» с кофейной плантации

Сиддхартхе было 59 лет. Он вырос в Карнатаке — сельскохозяйственном штате на юго-западе Индии, где его семья выращивала кофе с 1870 года. В юности он собирался стать военным, но провалил экзамен в академию.

 

Вместо армии Сиддхартха оказался в экономическом колледже, где увлекся левыми идеями. «Я думал, что должен стать Робином Гудом — красть у богатых и отдавать бедным, — с улыбкой будет рассказывать он много лет спустя. — Но потом я понял, что в этой стране нет денег — нечего грабить, экономика такая маленькая. Так что я сказал: «Ладно, пойду в бизнес».

Вместо того, чтобы раздавать богатства, это богатство нужно создать, понял он. В 1983 году 23-летний Сиддхартха получил от скептически настроенного отца стартовый капитал — 750 000 рупий (около $10 000), сел в автобус и уехал с семейной плантации в Бомбей. Он хотел научиться торговать на фондовом рынке и устроился в инвесткомпанию JM Financial & Investment Consultancy. В интервью Forbes позднее Сиддхартха рассказывал, как в первый рабочий день поднимался на шестой этаж пешком, потому что боялся застрять в лифте — до этого ему никогда не приходилось им пользоваться.

 

Сиддхартха утверждал, что ему потребовалось полтора года, чтобы освоить трейдинг. «Если я утром начинал с $1000, то к концу торгового дня зарабатывал $3000», — говорил он. Накопив капитал, он вернулся в родной штат и осел в его столице — Бангалоре, где открыл собственный брокерский офис. Там же Сиддхартха женился — на дочери местного чиновника Соманахалли Маллайи Кришне, который впоследствии станет министром иностранных дел Индии.

Осознавая риски спекулятивной торговли, Сиддхартха диверсифицировал активы, направляя часть заработанного на рынке в хорошо знакомый ему с детства бизнес — выращивание кофе.

В то время торговля кофе в Индии была монополизирована государством. Производители должны были продавать весь урожай регулятору в среднем по 35 центов за фунт. Мировые цены тогда составляли в среднем $1,2 за фунт. «Это был огромный белый слон, который никак не защищал интересы производителей», — рассказывал Сиддхартха.

 

«Кофейный король»

Частный бизнес был допущен к экспорту кофе в середине 1990-х во время либерализации индийской экономики. Сиддхартха основал компанию Amalgamated Bean Coffee Trading Company (ABC), чтобы продавать зерна со своих и чужих плантаций.

В 1994 году из-за неурожая в Бразилии оптовые цены на кофе взлетели до $2. Сиддхартха отгружал кофе по более низкой стоимости и получил заказы на 4000 т. «Каждый заказчик думал, что я откажусь, но я говорил, что не нарушу своего слова», — говорил Сиддхартха. Его старания окупились: два года спустя ABC стала вторым по величине экспортером кофе в Индии.

Чтобы увеличить доходы, Сиддхартха решил выйти и на розничный рынок, создав собственный бренд кофе. Его вдохновили истории основателя Starbucks Говарда Шульца и семьи Герц, владеющей брендом Tchibo, писала FT. «Они [Герцы] начинали в 1948 году с крошечного магазина растворимого кофе в Гамбурге, а стали вторым по величине обработчиком зерен в Европе. Если Tchibo смогли сделать это за 40 лет, почему бы нам не попробовать?» — рассказывал он газете Times of India.

Для начала ABC открыла 10 розничных магазинов кофе Coffee Day Fresh and Ground. После поездки в Сингапур Сиддхартха задумался об открытии кафе на самой оживленной торговой улице Бангалора, Brigade Road. Маркетологи из ABC его отговаривали: «Я хотел продавать кофе за 25 рупий, когда в нескольких шагах его продавали за пять. Они говорили мне: «Босс, не трать свои деньги».

Фото DR

Сиддхартха не отказался от идеи, а чтобы привлечь посетителей, поставил в кафе компьютеры и провел интернет — подобное интернет-кафе он увидел в том же Сингапуре. «В Индии тогда не было распространено подключение к интернету, — объяснял бизнесмен. — Мы были одними из первых».

 

Первое кафе под брендом Coffee Day он открыл в 1996 году. Посетители платили 100 рупий ($1,5) за то, чтобы посидеть в интернете, и получали кофе бесплатно. За пять лет сеть разрослась до 20 заведений. В те годы кафе оставались для Сиддхартхи побочным бизнесом. Ситуация изменилась в 2001 году, когда у Coffee Day появился серьезный конкурент — новая индийская сеть Barista, которая быстро росла и обогнала Coffee Day по числу заведений. «Все начали говорить о них, а не о нас. Это ранило», — рассказывал Сиддхартха FT.

Он сосредоточил свое внимание на розничном бизнесе: переименовал сеть в Cafe Coffee Day, привлек первые западные инвестиции ($12 млн от AIG) и начал агрессивную экспансию. Уже к следующему году CCD стала номером один, превзойдя Barista.

«Сиддхартха воплощал то, о чем Индия тогда только мечтала: современное общество, где предприниматели могут реализовывать инновационные идеи, меняя свою жизнь и жизни окружающих, — пишет Forbes. — Это радикально для страны, в которой тысячелетиями царили консервативные взгляды на классовое устройство». Сиддхартха и сам это понимал: «Если бы я родился на 20 лет раньше, у меня бы ничего не получилось», — говорил он в 2011 году.

Фото Karen Dias·Bloomberg via Getty Images

В 2004 году CCD снова привлекла инвестора — американская Sequoia Capital вложила в компанию $20 млн, чтобы помочь ей в расширении бизнеса. В 2011 году FT назвала Сиддхартху «кофейным королем современной Индии». К тому времени сеть CCD уже включала в себя больше 1030 кофеен по всей стране, а также около 1000 киосков Coffee Day Express, где делали кофе навынос, и примерно 15 000 кофейных автоматов, устанавливаемых в бизнес-центрах. Годовой доход составлял около $222 млн и увеличивался примерно на 33% в год. Сиддхартха научил пить кофе жителей Индии, выросших на чае, отмечал Forbes. «Когда я начинал, то не мечтал достигнуть даже сотой доли этого масштаба», — говорил сам бизнесмен.

 

В 2010 году он привлек $200 млн от американской компании KKR, направив деньги на модернизацию заведений и расширение ассортимента. Таким образом, как писала FT, основатель CCD готовился «к неизбежному» — приходу в Индию крупнейшей в мире сети кофеен Starbucks.

Приход гиганта

Starbucks вышел в Индию в 2012 году, создав совместное предприятие с индийским многопрофильным холдингом Tata Group. «Я не мог спать по ночам, когда узнал, что Starbucks выходит в Индию. В прошлом мы выигрывали у конкурентов во многом из-за их ошибок, а не только потому, что сами делали все правильно. На этот раз я нервничал и испытывал паранойю», — описывал Сиддхартха свои чувства по этому поводу в 2016 году в статье для издания Outlook.

Фото Jeffrey Greenberg·Universal Images Group via Getty Images

Тем не менее у CCD было значительное преимущество благодаря тому, что он работал на рынке гораздо дольше, писал Business Insider. К 2015 году у Starbucks в Индии была 71 кофейня, у CCD — больше 1500. В том же году, спустя почти 20 лет после открытия первого кафе, Сиддхартха решил, что пора компании стать публичной.

Осенью 2015 года Coffee Day Enterprises (компания, управляющая Cafe Coffee Day и другими активами бизнесмена в недвижимости, логистике и IT) привлекла $175,75 млн на бирже в Мумбае. Сиддхартха стал долларовым миллиардером — Forbes оценил его состояние в $1,2 млрд. Правда, уже через год индийский бизнесмен из рейтинга миллиардеров выбыл.

 

Несмотря на финансовые успехи, Сиддхартха избегал публичности и неохотно давал интервью. Чтобы расслабиться, он подолгу гулял по кофейным плантациям, писал Forbes.

Долговое бремя

По данным Национальной ассоциации ресторанов Индии, сейчас у Coffee Day около 1700 заведений в стране. У Starbucks — в десять с лишним раз меньше. Но быстрое развитие далось CCD нелегко: обязательства компании выросли с $189 млн в 2011 году до $952 млн в 2018-м. Как пишет Bloomberg, около 76% активов Сиддхартхи были заложены по кредитам.

Была еще одна проблема — в конце 2017 года налоговики провели масштабные рейды в десятках его офисах и дома, после чего предъявили ему претензии на сумму 6,5 млрд рупий ($94 млн).

Бизнесмен пытался расплатиться с долгами, устроив распродажу имущества. Весной он продал принадлежащие ему 20% в IT-компании Mindtree. В июне газета Economic Times написала, что Сиддхартха ведет переговоры с Coca-Cola о продаже «существенной» доли в Coffee Day.

 

Последнее письмо

В понедельник, 29 июля, Сиддхартха ехал в портовый город Мангалуру из Бангалора, где находится штаб-квартира CCD. Он велел водителю высадить его у моста через реку Нетравати и ждать на другом берегу — сказал, что собирается пройтись. Отойдя от машины, бизнесмен выключил свой телефон. Живым его больше не видели.

Ранее в тот день он оставил своему ассистенту письмо, которое велел разослать руководству CCD на следующий день. Это письмо, адресованное совету директоров и сотрудникам компании, Coffee Day Enterprises после исчезновения Сиддхартхи опубликовала на своем сайте. «Я отдал все свои силы, но сегодня я сдался», — написал Сиддхартха.

В письме он признался, что больше не может выдерживать давление кредиторов, инвесторов и налоговиков. Он заявил о «серьезном кризисе ликвидности» и также написал, что некий акционер вынуждал его выкупить акции, из-за чего полгода назад он влез в новые долги, одолжив крупную сумму у некого друга. Сиддхартха писал, что скрыл все это от коллег, партнеров и членов семьи: «Я никогда не хотел никого обманывать или вводить в заблуждение. Я провалился как предприниматель. Это мое чистосердечное раскаяние. Надеюсь, что когда-нибудь вы поймете и простите меня».

Сиддхартха, у которого остались жена и двое детей, контролировал около 53% акций Coffee Day Enterprises. «Дочка» KKR владеет 6,07% акций. Standard Chartered Private Equity принадлежит 5,7%. Сооснователю индийской IT-компании Infosys, миллиардеру Нандану Нилекани — 2,69%.

 

KKR до февраля 2018 года владел примерно 10,3%, но потом продал часть пакета. После смерти Сиддхартхи KKR заявила, что не продавала акций ни до, ни после этой сделки. Standard Chartered Private Equity заявил, что поддерживал «прекрасные отношения» с Сиддхартхой. В апреле 2018 года компания продала около 1% на бирже и с тех пор не снижала свою долю, говорится в заявлении.

Акции Coffee Day Enterprises на Бомбейской фондовой бирже к четвергу подешевели примерно на 43% к закрытию понедельника.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+