В понедельник основатель и владелец компании «Новый поток» Дмитрий Мазуров был арестован по подозрению в хищении 1,8 млрд рублей ($29 млн), которые Сбербанк выдал на развитие Антипинского НПЗ, крупнейшего независимого нефтеперерабатывающего завода в стране. В мае предприятие объявило себя банкротом, а 80% акций, которыми владел Мазуров и его партнер Владимир Калашников, перешли Сбербанку. В четверг, 18 июля, бизнесмену будет предъявлено официальное обвинение.
Мазуров сохраняет право обратного выкупа акций НПЗ, говорится в присланном Forbes официальном сообщении его группы «Новый поток» (в нее входил и завод). Пока владелец заключен в СИЗО, группа ищет партнеров «для организации обратного выкупа». Представитель «Нового потока» не стал уточнять, с кем именно ведутся переговоры.
Источник, знакомый с позицией «Нового потока», говорит, что право обратного выкупа предусмотрено кредитным договором со Сбербанком и вытекает из личного поручительства Мазурова. Впрочем, сотрудник госбанка, знакомый с условиями договора, это отрицает. О таком праве ничего не известно и источнику в руководстве завода. В Сбербанке не ответили на запрос, гендиректор Антипинского НПЗ Максим Андриасов отказался от комментариев.
Оптимистичный настрой
Это не первая попытка бывших владельцев НПЗ вернуть себе контроль над активом. Незадолго до банкротства предприятия компания «Сибнефтегазпереработка» (среди ее учредителей — бизнес-партнер Владимира Калашникова Алексей Щуровский) сообщила главе Сбербанка Герману Грефу, что готова приобрести завод вместе с долгом (составляет более $5 млрд). Успех компании с уставным капиталом в 100 000 рублей вызвал у Сбербанка сомнения, и к предложению отнеслись скептически, рассказывал один из кредиторов Антипинского НПЗ.
Финансовые возможности «Нового потока» тоже ограничены, признает источник, близкий к группе. До того как потерять Антипинский НПЗ, группа лишилась доли в Афипском заводе. К Марийскому НПЗ и ряду трейдеров, входящих в «Новый поток», поданы иски о банкротстве.
Тем не менее Мазуров до последнего момента был настроен оптимистично. Еще в мае он всерьез рассматривал строительство Антипинского нефтехимического комбината. По плану Мазурова предприятие должно было расположиться вблизи одноименного НПЗ и работать на его сырье, рассказывают двое знакомых бизнесмена. Они рассказывают, что Мазуров оценивал проект в $3 млрд и собирался привлечь Hundai в качестве партнера. «Утопия за безумные деньги», — скептичен источник в руководстве Антипинского НПЗ. Впрочем, в середине апреля АО «Антипинский НХК» зарегистрировал бывший гендиректор НПЗ Геннадий Лисовиченко. Его вместе с Мазуровым Сбербанк и обвиняет в остановке завода.
Тюменское фиаско. Как распалась империя бизнес-партнера однокурсника Путина и знакомого Собянина
Кто виноват и что дальше
Сбербанк, одолживший на развитие Антипинского НПЗ около $3 млрд, считает, что Мазуров с Лисовиченко скрытно обременили завод дополнительными обязательствами. Они якобы заключали со связанными компаниями невыгодные для НПЗ сделки, таким образом выводя средства за рубеж. Это, по версии основного кредитора НПЗ, привело к неплатежеспособности завода. Он не смог оплачивать поставки сырья и остановился.
У Мазурова другая точка зрения — он обвиняет в остановке НПЗ менеджмент, который осенью 2018 года привлек Сбербанк. А банкротство завода в «Новом потоке» называют «преднамеренным». Признаки дефолта позволили госбанку «списать» акции Мазурова и Калашникова в свою пользу, указывается в сообщении группы. Теперь в событиях будет разбираться суд.
Между тем всего за полмесяца владения Сбербанк нашел для НПЗ нового управляющего — им стала азербайджанская госкомпания Socar. 20 июля завод должен снова запуститься на сырье «Сургутнефтегаза». Socar может стать и владельцем Антипинского НПЗ. Среди других возможных интересантов назывались «Лукойл» Вагита Алекперова и миллиардер Михаил Гуцериев. Помимо погрязшего в долгах завода, на кону три месторождения в Оренбургской области на 40 млн тонн нефти.
Узник Сбербанка: как основатель Антипинского НПЗ объяснил свое уголовное преследование