К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему гендиректор российского Metro Cash & Carry досрочно покидает пост

Джери Калмис / Фото Вячеслава Прокофьева / ТАСС
Джери Калмис / Фото Вячеслава Прокофьева / ТАСС
Как выяснил Forbes, Джери Калмис, американский менеджер российского Metro Cash & Carry, досрочно уступит кресло гендиректора Мартину Шумахеру, экс-главе украинского подразделения ретейлера

Американец Джери Калмис досрочно покидает пост гендиректора российского подразделения ретейлера Metro Cash & Carry (часть немецкой Metro Group), сообщил Forbes источник, близкий к компании, и подтвердили представитель компании и сам Калмис. С 1 июня в должность вступит Мартин Шумахер, который с 2013-го работал в составе антикризисной группы Metro Cash & Carry в Украине, а с 2016-го возглавлял украинское подразделение. Полгода назад он перебрался в Россию на позицию директора по маркетингу. Почему смена руководителя российского подразделения случилась на полгода раньше срока окончания контракта Калмиса?

Настоящая революция

На заре 1990-х американский студент Джери Калмис совершил первое «серьезное» путешествие — в СССР. По совету отца, книжного издателя и предпринимателя, он решил выучить русский язык и приехал на короткую стажировку в Ленинград. Несколько месяцев Калмис жил в местной семье. «Когда меня встретила на пороге хозяйка дома со словами: «Здравствуйте. Меня зовут Людмила Борисовна», я, честно, не понял ни слова, хотя уже два года учил язык», — вспоминает менеджер в интервью Forbes. В новой стране американцу все было в диковинку, будь то продукты по студенческим талонам или таксисты, с которыми можно было практиковать язык в обмен на сигареты.

Калмис шутит, что Россия его «покусала и заразила». Поэтому, окончив университет в родном штате Мэн, в 1992 году он вернулся. «[Борис] Ельцин только что подписал закон «О свободе торговли», теперь можно было продавать и делать все, что угодно. Это была настоящая революция», — рассказывает Калмис. В Москве он познакомился с земляком Оги Фабела, который вместе с ученым Дмитрием Зиминым работал над внедрением в стране сотовой связи. В 1992-м они учредили АО «Вымпел-Коммуникации» (бренд «Билайн» появился позже) и запустили пилотную станцию с 200 абонентами, покрывавшую Садовое кольцо. 23-летний Калмис стал коммерческим директором компании и даже получил статус сооснователя и долю в бизнесе (последние акции он продал в 2008-м).

 

Следующие почти тридцать лет карьеры менеджер провел в телекоме. В 1994-м Калмис ненадолго вернулся в США, посчитав обстановку в России небезопасной, но вскоре получил работу в Motorola и вернулся в Санкт-Петербург. «Это был 1995 год, компания только что потеряла более $1 млн. Один из акционеров был застрелен на улице, гендиректора уволили. Полный беспорядок», — говорит Калмис. Ему понадобилось три года на перезапуск бизнеса, но прибыльным он его все-таки сделал, после чего уехал работать в подразделение Motorola в Египте. В розничный бизнес менеджер впервые попал в 2007-м, на два года став президентом аптечной сети «36,6». Затем он снова вернулся в правление «Вымпелкома». Также до Metro менеджер успел поработать в Tele2.

Реформа после кризиса

На предложение возглавить российский бизнес Metro Cash & Carry в декабре 2016-го Калмис согласился не сразу: «Я не видел себя работающим в гипермаркете или магазине, но, когда мне рассказали о стратегии и миссии Metro, мне стало интересно. Кроме того, я хотел остаться работать в России». Изначально задача, поставленная немецкой группой перед новым менеджером, звучала просто: продолжать развитие на перспективном рынке в прежнем темпе. Назначение состоялось в декабре 2016-го.

 

«Я был нанят для ускорения [роста бизнеса] и начал с этого, но в процессе понял, что предстоит большая трансформация», — говорит Калмис. Один из его бывших коллег вспоминает, что, когда тот пришел в Metro, у него была «полная эйфория — все казалось новым и интересным». И лишь постепенно Калмис начал разбираться в процессах, знакомиться с командой и погружаться в проблемы «большой неповоротливой махины и жесткой системы контроля со стороны штаб-квартиры в Дюссельдорфе», говорит источник Forbes.

Последствия кризиса в России для Metro были ощутимы. В 2014-2015 финансовом году российские продажи упали на 19%, до €3,45 млрд. Магазины Media Markt, входящие в Metro Group, снизили выручку в стране на 16,9%, до €790 млн. Тогда же компания объявила о разделении бизнесов — для сохранения эффективности и инвестиционной привлекательности многопрофильным игрокам приходилось реформировать себя. «После окончательного разделения инвесторы смогут выбирать, куда вкладывать средства: в рынок электроники или продуктов питания», — объяснял Forbes председатель правления Metro AG Олаф Кох в декабре 2016-го.

Помимо финансового кризиса, у компании была и еще одна проблема — ложное позиционирование. Многие клиенты и сотрудники считали Metro обычным гипермаркетом наряду с другими b2c-ретейлерами, говорит Калмис. По его словам, компании пришлось принимать «трудное решение, кем она хочет быть: b2b или b2c». В итоге в 2017-м команда во главе с Калмисом сфокусировалась на оптовом сегменте и обслуживании малого и среднего бизнеса: отелей, ресторанов, мини-магазинов, а также развитии собственной франшизы «Фасоль».

 

Последнее направление за последний год показало взрывной рост: 1250 партнерских магазинов против 340 годом ранее. «Это стратегическое направление, где приоритетом является развитие бизнеса клиента, а не собственная прибыль», — подчеркивает представитель «Metro Россия». Компания помогает франчайзи выбрать формат и открыть точку, ведет магазин после запуска, обеспечивает готовыми решениями и сервисами, участием в банковских программах, дает скидки на оборудование.

Вакцина для Metro

Калмис не хочет, чтобы его называли антикризисным менеджером: «Metro — глобальная корпорация с блестящим прошлым за спиной и перспективным будущем. Какой кризис?» Хотя за два с половиной года под его руководством бизнес сильно изменился. Например, в магазинах был расширен ассортимент и введены три ценовых порога в зависимости от объема закупки, впервые с 2001 года была изменена логика выставления товара и обновлено устройство торговых центров. Инвестиции в эти изменения Metro не раскрывает. По подсчетам компании, срок окупаемости одного реновированного центра (в 76 из 93 объектах реновация завершена) составит до трех с половиной лет.

Также при Калмисе российский Metro взялся за развитие e-commerce: ретейлер перезапустил систему онлайн-заказов для профессиональных клиентов и открыл интернет-магазин совместно с сервисом доставки Instamart.

Эффекта от реформ ожидать рано. В 2016-2017 финансовом году объем продаж в России сократился до €3,36 млрд, в 2017-2018 — до €2,8 млрд. В текущем финансовом году один из ключевых показателей для ретейла — сопоставимые продажи (LFL) — показывает позитивную динамику. К середине третьего квартала российское подразделение Metro может «выйти [по показателю LFL] в ноль», говорит источник Forbes в компании.

«Джери впрыснул нужную «вакцину», теперь нужно ждать, когда она заработает на полную мощь», — говорит один из членов команды Калмиса о реформах менеджера. Собеседник Forbes не исключает, что досрочный уход связан со слишком сильным давлением головного офиса немецкой группы из-за невыполнения определенных KPI, в частности, по EBITDA. «С Дюссельдорфом [где расположен головой офис] надо считаться, и это ограничивало амбиции Джери. Какое-то время он не понимал или не хотел верить, что попал в огромную машину, где он важный, но не главный», — рассуждает источник.

 

Олаф Кох на ежегодной итоговой конференции в Германии в декабре 2018 года был доволен результатами российского подразделения: «Мы далеко продвинулись, оптовое подразделение пятый год подряд демонстрирует рост сопоставимых продаж. А благодаря мерам, внедренным в российском подразделении, во втором полугодии удалось доказать, что мы способны принимать вызовы и отвечать на них». Сам Калмис считает, что сделал на посту все, что мог: «Мой контракт с Metro заканчивается через пять месяцев, и я решил, что не хочу продолжать здесь, о чем и сообщил в штаб-квартиру. Мы договорились». С сентября 2019 года стартует новый финансовый год, бюджет которого будет утверждать уже новый гендиректор Мартин Шумахер.

Калмис называет преемника одним из лучших в отрасли, «особенно когда речь идет об оптовом ценообразовании». В Россию Шумахер, гражданин Германии и США, приехал из Украины, где ему приходилось руководить бизнесом Metro на фоне кризисных событий последних лет. «Мы успели эвакуировать персонал трех донецких и одного луганского магазинов. Товар остался, магазины разграбили», — рассказывал Шумахер в интервью украинского Forbes.

Калмис решения о дальнейших планах пока не принял. «Двое из троих моих детей учатся в Америке, да и у моего земляка есть хорошее место для меня в США. Но Россия занимает огромное место в моем сердце, я всегда буду связан с Россией, независимо от того, где живу», — заключает менеджер.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+