Financial Times опубликовала расследование, в котором утверждает, что Россия на государственном уровне пыталась продавить избрание Аркадия Дворковича президентом ФИДЕ. Мы собрали главные факты из этого расследования
Бывший вице-премьер правительства России Аркадий Дворкович 3 октября стал президентом Международной шахматной федерации (ФИДЕ). Российский кандидат обошел в борьбе за этот пост вице-президента ФИДЕ Георгиоса Макропулоса. Как утверждает в своем расследовании Financial Times, Россия пыталась продавить избрание Дворковича через своих послов, представителей госбанков и крупнейших компаний.
- По словам соперника Дворковича на выборах, вице-президента ФИДЕ Георгиоса Макропулоса, из 189 шахматных федераций, входящих в ФИДЕ, «более 120 федераций испытывали давление, иногда прямое, со стороны российских посольств или через министерства спорта и иностранных дел своих стран».
- FT ознакомилась с письмом, которое в августе 2018 года было отправлено из российского посольства в Бразилии в местную шахматную федерацию. «Россия считает, что опыт и профессионализм Аркадия Дворковича, а также его обширная сеть контактов станут ценным вкладом в будущее ФИДЕ», — гласило письмо. Кроме того, посольства активно обзванивали шахматные федерации и делегатов от них в ФИДЕ, пишет газета.
- По словам Макропулоса, десяткам федераций предлагались подарки и материальные стимулы. В частности, несколько делегатов в ФИДЕ получили билеты на матчи чемпионата мира в России.
- В преддверии выборов президента ФИДЕ в Батуми некоторые федерации получили в WhatsApp сообщения от Берика Балгабаева, который ранее был помощником бывшего президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова, а теперь занимает такую же позицию при Аркадии Дворковиче. В сообщении, отправленном якобы Балгабаевым, содержался шаблон письма, которое нужно было отправить на определенный адрес в Газпромбанке для получения денег. Сообщение гласило: «Уважаемые коллеги, Шахматная федерация (укажите название страны) просит вас о спонсорстве. Нам нужна (укажите сумму), которая будет потрачена на (выберите «шахматная конференция» или «шахматный турнир» или «шахматы в школьной программе» и т. д.). Вот реквизиты федерации: (укажите банк / счет / номер / и т. д.). Спасибо за вашу щедрую поддержку!»
- Кроме того, в расследовании упоминается ранее уже обнародованная информация о том, что Владимир Путин на встрече с израильским премьер-министром Беньямином Нетаньяху якобы попросил его, чтобы Израиль поддержал кандидатуру Дворковича (об этом в августе прошлого года писало издание Chessbase). Газета также напомнила обнародованный ранее Макрополусом факт. Спортивный функционер утверждал, что в августе 2018 года в посольстве России в Белграде членам сербской шахматной федерации предлагали €220 000 за замену делегата в ФИДЕ.
- Макропулос в разговоре с FT утверждает, что кампанию Дворковича поддерживал бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. Тот якобы повлиял на своего соратника Найджела Шорта, который снял свою кандидатуру в пользу Дворковича, после чего в бюллетене для голосования осталось только два кандидата — российский и Макропулос (итог голосования — результат 103-78 в пользу Дворковича). Как утверждает Макропулос, интерес Каспарова якобы состоял в том, что он хотел, чтобы права на спонсорство Чемпионата мира по шахматам достались «его новой компании, которую он планировал создать». Макропулос утверждает, что предложение поддержать Дворковича получал и лично — через исполнительного директора Фонда Каспарова Михаила Ходарковского (не путать с бывшим российским миллиардером Михаилом Ходорковским). Представитель одной из европейских федераций шахмат поделился с FT письмом, которое Ходарковский отправил Хорхе Вега, председателю Континентальной федерации шахмат Америки. «Макро должен понять и уважать нашу позицию. Он должен принять весь пакет наших предложений, и мы будем одной командой», — гласило письмо. Представитель Гарри Каспарова заявил, что ни Каспаров, ни его фонд никак не участвуют в политике ФИДЕ, а сам Каспаров поддерживал Шорта.
- Дворкович, пишет FT, «игнорирует большую часть критики своей кампании». То, что кампания координировалась российским правительством, — это полная неправда, говорит Дворкович. «Политика была ни при чем. Это не значит, что мои коллеги из правительства и посольств не информировали (о моей кандидатуре) по всему миру. Они информировали, и это то, что можно делать на выборах», — заявил он.