Прокуратура Токио в четверг снова арестовала бывшего главу автомобильного альянса Renault-Nissan-Mitsubishi Карлоса Гона, сообщило агентство Kyodo. Гону вручен уже четвертый ордер на арест. Впервые его арестовали в ноябре 2018 года. В декабре прокуратура выпустила еще два ордера, чтобы не допустить освобождения Гона. Топ-менеджер провел в тюрьме 108 дней и в начале марта все же вышел под залог.
Новый арест
Гона забрали из дома рано утром, описывает Kyodo. Около 06:00 утра по местному времени (00:00 мск) представители токийской прокуратуры (по данным телеканала NHK, их было 14 человек) прибыли в резиденцию Гона в японской столице. Через 45 минут Гона увезли на автомобиле в Токийский центр заключения. Перед тем, как зайти в здание, Гон заявил собравшимся журналистам, что полностью невиновен. «Мой арест сегодня утром возмутителен и является произволом», — заявил он.
Адвокат Гона Хуниширо Хиронака заявил, что арест его подзащитного «крайне неуместен». По его версии, новым арестом представители японского автомобильного бизнеса пытаются заставить Карлоса Гона замолчать. Только накануне, 3 апреля, Гон написал в Twitter, что 11 апреля проведет пресс-конференцию, чтобы «рассказать всю правду о том, что происходит». Уже после задержания стало известно, что Гон подготовил видеоклип с объяснением происходящего, который может быть выложен в интернет в ближайшее время.
По данным агентства, среди новых обвинений, которые могут быть предъявлены Гону, - возможное использование им части из 3,5 млрд йен ($32 млн), которые Nissan направил своему представителю в Омане для стимулирования продаж. Из них $5 млн, подозревает токийская прокуратура, поступили на счет, который фактически принадлежит Гону. И были использованы им для приобретения яхты и других предметов роскоши.
Дело Карлоса Гона
Карлос Гон был впервые арестован в Японии 19 ноября 2018 года. Топ-менеджера задержали в Йокогаме, где находится штаб-квартира Nissan. Также был задержан еще один подозреваемый — член совета директоров Грег Келли, отвечающий за кадровые вопросы. По версии следствия, он был сообщником Гона, помогая ему скрывать информацию о доходах.
Nissan тогда заявил, что на протяжении нескольких лет Карлос Гон и Грег Келли предоставляли в отчетах для Токийской биржи преуменьшенную информацию о доходах главы компании. «Помимо этого, вскрыты многочисленные факты использования господином Гоном активов компании в своих целях», — говорилось в заявлении Nissan. Компания передала результаты многомесячного внутреннего расследования в прокуратуру.
В ноябре Kyodo сообщило, что за последние пять лет Карлос Гон занизил данные о своих доходах на $44 млн. Позднее появилась информация, что сумма его незадекларированных доходов с 2010 по 2017 годы составила $71 млн. Гона также заподозрили в том, что покрыл за счет Nissan свои убытки от частных инвестиций на сумму в $21 млн и передал из так называемого президентского фонда компании около $32 млн представителю концерна в Омане. При этом около $5 млн были потрачены на покупку яхты, которой впоследствии пользовались Гон и члены его семьи.
Официальные обвинения Гону были предъявлены 11 января. В начале марта 2019 года Гон был освобожден из тюрьмы в Токио, где он провел 108 дней, под залог в 1 млрд йен (около $8,9 млн). Он должен проживать на территории Японии без права выезжать за ее пределы.
Чем известен Карлос Гон
Карлос Гон — один из наиболее успешных топ-менеджеров автопрома, бывший глава альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. В 1990-е годы Гон сумел вывести из кризиса южноамериканское подразделение Renault. В 1999 году он стал исполнительным директором Nissan, которой грозило банкротство. Гону удалось вывести автопроизводителя из кризиса за счет резкого сокращения расходов. В 2012 году Nissan получил наибольшую прибыль среди японских производителей, сумев под руководством Гона быстрее конкурентов оправиться от последствий землетрясения в Японии. В течение нескольких лет Карлос Гон был самым высокооплачиваемым менеджером японского автопрома.
Через три дня после ареста Nissan уволил Гона с поста председателя совета директоров. Такое же решение принял и совет директоров Mitsubishi. В январе 2019 года Гон ушел в отставку с постов председателя совета директоров и главного исполнительного директора Renault.