К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Прометей» для всей страны: компания Маттиаса Варнига и «Ростех» создают национальную противопожарную систему

Фото Александра Николаева / Интерпресс / ТАСС
Фото Александра Николаева / Интерпресс / ТАСС
Создаваемый оператор противопожарных систем в первую очередь собирается усилить контроль за торговыми и бизнес-центрами. Это рынок в миллиарды рублей.

«Как это вообще могло случиться?» — спрашивал год назад Владимир Путин участников совещания, посвященного пожару в торговом центре «Зимняя вишня». Оказалось, что за неделю до трагедии пожарная сигнализация была отключена. Президент потребовал от чиновников «как следует с этим разобраться».

Как выяснил Forbes, вопросом пожарной безопасности мест массового скопления людей озадачились и коммерческие структуры. Около года холдинг давнего знакомого Путина Маттиаса Варнига вместе с «Ростехом» разрабатывает национальную систему противопожарной защиты и уже готов апробировать ее в Тульской области.

Крепкие связи

В конце февраля в Москве было зарегистрировано ООО «Фортес Про». Контролирующим акционером компании стала компания «МТВ Пожарная безопасность», входящая в холдинг МТВ. Блокпакет «Фортес Про» достался «дочке» входящего в «Ростех» «РТ-Инвеста».

 

«У нас достаточно пассивная функция, мы участвуем технологиями», — пояснил Forbes гендиректор и совладелец «РТ-Инвест» Андрей Шипелов. По его словам, «Фортес Про» активно продвигает группа МТВ.

Цель «Фортес Про» — создание национальной системы контроля за противопожарным оборудованием, рассказал Forbes управляющий партнер МТВ Василий Цуприк. Идея родилась около года назад. МТВ собрали профессиональную команду, привлекли консультантов из компании «Фортес» (специализируется на противопожарной защите) и приступили к разработкам. А затем предложили Шипелову объединить усилия.

 

МТВ потребовалась технология «РТ-Инвеста» по передаче данных на значительные расстояния, объясняет Цуприк. «Мы ее развивали для проекта «Платон», — говорит Шипелов. Цуприк и Шипелов – давние друзья и деловые партнеры. Цуприк курировал создание «РТ-Инвеста» в «Ростехе», а затем перешел в компанию первым заместителем Шипелова.

Шипелов считает, что Цуприк — «хороший пример успешного человека». В 2014 году он перешел из «РТ-Инвеста» в «Роснефть» на пост вице-президента, а спустя три года запустил собственный бизнес. Вместе с еще одним выходцем из «Роснефти» Томасом Хенделем и заместителем председателя совета директоров госкомпании Маттиасом Варнигом основал МТВ для инвестиций в высокотехнологичные компании.

Цуприк и Хендель активно участвуют в операционной деятельности МТВ. А Варниг — бывший разведчик из ГДР и давний знакомый Владимира Путина — не принимает участия в управлении холдингом. Осенью 2018 года Шипелов и Цуприк презентовали «Фортес Про» еще одному давнему знакомому и коллеге президента по работе в ГДР.

 

Тульский Прометей

В октябре 2018 года Шипелов с Цуприком доложили о «Фортес Про» главе «Ростеха» Сергею Чемезову. Тот, по словам Цуприка, не только поддержал проект, «но и отметил важность и своевременность создания такой системы». Forbes обратился за комментарием к «Ростеху».

Суть в том, чтобы создать масштабный программный комплекс, который будет включать единую базу всех приборов и элементов систем противопожарной защиты и сможет их анализировать. Прогнозировать риски возникновения пожаров, осуществлять онлайн мониторинг систем пожарной автоматики и оповещать о возгораниях МЧС и население, перечисляет Цуприк. Доступ к данным получит МЧС, а оператором станет «Фортес Про».

По задумке Цуприка, в систему должны объединиться все участники рынка противопожарной защиты — производители и поставщики оборудования, проектные и обслуживающие организации, собственники зданий. Приоритетная задача — обеспечить безопасность на объектах с массовым пребыванием людей, говорит управляющий партнер МТВ. Прежде всего, в торговых и деловых центрах.

МТВ собирается опробировать систему в Тульской области. «Регион ориентирован на инновации, а его руководитель поддерживает решения, обеспечивающие дополнительную защиту населения», — объясняет выбор Цуприк.

По данным Forbes, в феврале Сергей Чемезов направил главе МЧС Евгению Зиничеву письмо, в котором попросил поддержать проект и помочь с пилотом в Тульской области. Глава Ростеха указывает, что рабочее название системы — «Прометей». В госкорпорации подтвердили отправку письма. Пресс-служба губернатора Тульской области оказалась не в курсе готовящегося пилота. В МЧС не ответили на запрос Forbes.

 

Цуприк оценивает расходы на пилот «в несколько сотен миллионов рублей» и подчеркивает, что госсредства не будут использоваться «ни на стадии его внедрения, ни в процессе эксплуатации». Вопрос окупаемости пока не стоит, подчеркивает Цуприк: «Самая главная задача технологическая: создать такую систему».

Когда, если не сегодня

Проблема назрела, уверен Цуприк: «После трагедии в ТЦ «Зимняя вишня» все поняли, что такая бомба замедленного действия есть в каждом регионе». Нынешняя система пожарного обеспечения устарела, считает он: «Не было 50 лет назад таких торговых центров с кинотеатрами, игровыми площадками, технически сложным оборудованием, отопительными приборами и не было такого количества посетителей».

Современные торговые центры уже оснащены программными продуктами, которые в онлайн-режиме мониторят состояние противопожарных систем и оповещают МЧС, отмечает президент Российского совета торговых центров Булат Шакиров. По его оценкам, в России около тысячи торговых центров, которые отвечают всем нормам и требованиям. Еще примерно столько же объектов вряд ли можно считать «профессиональными», говорит Шакиров: «Именно на них нужно обратить максимальное внимание».

Решение вряд ли будет востребовано у владельцев современной недвижимости, согласен вице-президент Nai Becar Виктор Козин. У них и так есть централизованные диспетчерские. Впрочем, решение может заинтересовать МЧС. Как правило, ресурсы госзаказчиков ограничены, поэтому не исключено, что государство переложит расходы на бизнес, рассуждает Козин.

 

Все расходы на создание системы будут нести частные инвесторы, утверждает Цуприк. Решение о монетизации пока не выработано. Одним из вариантов может стать введение платы за подключение или пользование системой. По оценкам Цуприка, масштабирование проекта займет несколько лет.

По словам анонимного источника Forbes, знакомого с проектом, стоимость оснащения одного объекта может составить около 5 млн рублей. Если использовать оценки Шакирова из Российского совета торговых центров, получается потенциальный рынок в миллиарды рублей.

Технология должна сначала показать свою эффективность, прежде чем масштабировать на всю страну, отмечает представитель «Ростеха»: «Однако у компании, реализующий данный проект, имеется вся необходимая база для его успешной реализации».

Козин сомневается, что «Фортес Про» по силам централизовано собирать информацию: слишком много разных систем. В пример Козин приводит устаревшие объекты 70-х годов постройки без модернизации и капремонта: «Как оттуда собирать сигнал?» Задача перед командой проекта стоит амбициозная, признает Цуприк: «Но когда, если не сегодня, создавать такую систему».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+