К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Напиток миллениалов. Что произошло на кофейном рынке в 2018

Фото EPA \ TASS
Фото EPA \ TASS
Coca-Cola купила Costa Coffee за $5,1 млрд, Nestle — права на продажу продукции Starbucks вне ее сети за $7 млрд, в Китае вырос единорог Luckin Coffee с капитализацией выше $2 млрд. И все это за один год

Для кофейного рынка уходящий год был богат на события. Проводники передовых идей и инноваций — Starbucks, Costa, McDonald`s и пр. — стремились удовлетворить потребности прогрессивного поколения (к 2020 миллениалы составят до 50% мировой рабочей силы — т.е. платежеспособного населения). Уже сейчас около 44% спроса на кофе в США приходится на миллениалов. Это подталкивает компании следовать технологическим трендам и разрабатывать мобильные приложения, запускать доставку кофе, открывать кофейные точки самообслуживания и т.д.

При этом интерес кофейного рынка устремлен в Азию. Coca-Cola купила кофейную сеть Costa Coffee за $5,1 млрд, обозначив планы для масштабирования на новые рынки — в первую очередь, китайский. В направлении Азии двигаются и Starbucks с McDonald`s.

Тем временем в России культура потребления кофе только развивается. Кофейни открываются каждый день (в России насчитывается 4 400 кофеен). Жители мегаполисов берут кофе с собой, а популярность классических кофеен с посадочными местами сокращается.

 

Безусловно, рынок кофеен России становится все более конкурентным, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Причем основное развитие кофеен происходит в регионах, куда нацелены крупные сетевые игроки (Coffee Like, Cofix, Правда кофе, Даблби),большую часть из открываемых заведений составляют франчайзинговые точки.

Экспансия новых территорий

Потребление кофе в Китае стремительно растет, превращая традиционно «чайную» страну в наиболее перспективный рынок для производителей кофе и международных кофейных сетей. Рынок кофе в Китае расширяется на 5–7% в год, а к 2020 году увеличится до $12 млрд. Рост прибыльности китайских кофеен почти в 2 раза опережает аналогичный показатель для кофеен в США.

 

Международные кофейные сети, такие как Starbucks, быстро расширяют свое присутствие: компания утроила количество кофеен в Китае до 3300 в 2018 году (в 2013 — чуть более 1000), а в декабре открыла самое большое пространство Starbucks Reverse Roastery в Шанхае. Одним словом, Starbucks открывает новую кофейню в Китае каждые 15 часов, а также не скупится на интеграцию технологических новинок. Например, совместно с Alibaba компания запустила доставку кофе через приложение Ele.me, а также совместный виртуальный магазин, позволяющий пользователям покупать любимые напитки, зерно и сувениры онлайн.

Но локальные игроки не готовы отдавать рынок таким мировым гигантам, как Starbucks. Так, локальная кофейная сеть Luckin Coffee (запустились только в январе 2018), уже насчитывает 1500 кофеен в 21 городах. Цены в китайской сети ниже, чем в Starbucks на 30%. В конце осени Luckin Coffee стала единорогом, достигнув капитализации $2 млрд. Небольшие кофейни с простым дизайном и логотипом в виде оленя заполонили торговые центры, бизнес-кварталы, фуд-корты, а для своей рекламы Luckin Coffee привлекла популярных в Китае кинозвёзд.

Доставка кофе

Сейчас у каждого жителя мегаполиса есть как минимум одно приложение для доставки еды. Кофейный рынок только недавно присоединился к тренду food-delivery.

 

Рынок долгое время не мог начать решать проблему — как доставить кофе так, чтобы он не потерял своих вкусовых качеств. В Китае Starbucks разработала влагозащищенные крышки, герметичные упаковочные пломбы, изолированные контейнеры для доставки и алгоритмы маршрутизации заказов в лучшее место для их выполнения. При этом Starbucks специально обучает курьеров, доставляющих кофе.

Сегодня Starbucks доставляет кофе на дом через приложение UBER Eats в США и Японии, а McDonalds запустил доставку кофе в Шанхае через WeChat. К сожалению подобная услуга пока не появилась в России.

Чтобы тренд доставки кофе взлетел, потребуется немало усилий и профессионализма со стороны компаний и служб доставки.

Кофейня вместо офиса

Starbucks готов развивать не только новые территории, но и новые ниши присутствия. Например, в 2018 компания зашла на рынок рабочих пространств с проектом Starbucks Reserve Roasteries — атмосферные пространства для работы, встреч и отдыха. Если раньше компании нужно было ждать одобрения, чтобы открыть кофейню в зоне рабочего пространства, то теперь Starbucks может им являться самостоятельно. Вполне возможно, что в ближайшем будущем Starbucks отберет долю рынка рабочих пространств даже у WeWork.

Starbucks Reserve Roasteries уже открыты в Сиэтле, Шанхае, а недавно первое кафе появилось в Милане и в Нью-Йорке. На площади 2000 кв м располагаются кофейные прилавки, бар с кофейными алкогольными коктейлями и классическими напитками, а также закусочная и пространство для работы и общения. В среднем, люди проводят в 4 раза больше времени в Reserve Roasteries, чем в обычных заведениях сети Starbucks.

 

Робо-кофе

В 2018 в Сан-Франциско и Токио кофе варят роботизированные бариста (в Японии уже целая мини-сеть). В России экспериментальная кофейня с роботом-бариста появилась в ТРЦ «Авиапарк», однако вряд ли в ближайшее время этот тренд приживется на российском рынке, ведь стоимость такого робота достигает $20 тысяч. Окупать такие вложения придется не один месяц, а масштабировать эту модель крайне затратно, так что пока можно говорить скорее о хайпе.

А вот переход на самообслуживание — вполне реальная вещь. Во всем мире развиваются Starbucks On The Go и Costa Express — автоматизированные кофе-поинты без бариста (в России первых можно встретить в сети кинотеатров Каро). Поинты самообслуживания работают на автозаправках, в кинотеатрах, супермаркетах и аэропортах. Рыночное преимущество по сравнению с рожковыми кофейнями заключается в том, что потребитель экономит время, что особенно важно для молодой аудитории.

Кофе становится социально ответственным

Starbucks заботится о социально незащищенных слоях населения. В 2018 компания открыла кофейню в Вашингтоне, где работают глухонемые и слабослышащие бариста. А также заведение в Мехико, которое принимает на работу людей в возрасте от 50 до 65 лет. Своим примером Starbucks демонстрирует, что привлечение к работе людей, которые имеют проблемы со слухом или которые не могут найти работу на пенсии, помогает им лучше адаптироваться в обществе.

Также важным трендом стало внимание и забота об экологии. Люди стали уделять больше внимания глобальным экологическим проблемам. По данным ООН, каждый год в океан попадает около 13 млн тонн пластиковых отходов. MсDonald's, Starbucks, Costa Coffee и другие компании борются с этой проблемой, отказываясь от пластиковых кофейных стаканчиков и трубочек, они переходят на перерабатываемую посуду и предлагают клиентам кофе с собой в многоразовых термосах.

 

Тем временем в России

У нас кофейная культура еще в стадии становления. В Москве кофейни предоставляют гостям качественный продукт — сетевые кофейни контролируют качество зерна, обучают бариста в специальных тренинг-центрах. В регионах же куда популярнее растворимый кофе или кофейный напиток из вендинговых аппаратов.

Кофейный рынок двигается из Москвы в регионы, а не наоборот. К примеру, крупнейший региональный игрок Coffee Like Аяза Шабутдинова был продан за смехотворные 200 млн рублей, что несопоставимо с масштабами сети (более 400 кофеен). При этом начавшие свой бизнес в Москве кофейные сети «Правда Кофе», «Даблби» и Cofix выходят в регионы.

С ростом конкуренции на рынке сам кофейный напиток становится доступнее и качественнее. Рынок движется в сторону кофе на вынос, а формат кофеен полного цикла становится заменой бюджетному общепиту.

Что будет с рынком кофе в 2019 году

2018 год обозначил основные направления развития кофейного рынка на ближайшие годы. Трендсеттеры кофейного рынка — Starbucks, Costa Coffee и McDonald`s — продолжат борьбу за миллениалов и китайский рынок. Выйти в Азию намерены и новые владельцы Coffee Like — в начале 2019 года должна запуститься первая кофейня в Гуанчжоу.

 

Поколения Y и Z ценят свободу, гибкость и индивидуальность. Стремясь удовлетворить их потребности, компании продолжат кастомизировать свой продукт за счет эмоционального маркетинга, удобных локаций, переосмысленных смежных кофейных и рабочих пространств, а также за счет сервисов доставки и использования высоких технологий.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+