К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Анонимные мессенджеры и умный город. Как оцифровали экономику в 2018 году

Фото Григория Сысоева / РИА Новости
Фото Григория Сысоева / РИА Новости
Помимо увеличения объема инвестиций в цифровую экономику, прорыв ожидался в сфере разработки законодательства, регулирующего оборот цифровых активов и деятельность участников рынка

Заголовки российских аналитических изданий в конце прошлого года в один голос предрекали, что 2018 год станет годом цифровой экономики. Возможно, таким ожиданиям способствовало принятие госпрограммы «Цифровая экономикa». Оправдались ли ожидания и каковы основные тренды в цифровой экономике?

Помимо увеличения объема инвестиций, прорыв ожидался в сфере разработки и адаптации законодательства, регулирующего оборот цифровых активов и деятельность участников рынка. По мнению российских экспертов, конкурентоспособное законодательство — один из решающих факторов развития в цифровой сфере.

Но если в начале года законодатели взялись за законопроекты о цифровых финансовых активах и краудфандинге с большим энтузиазмом и темы вызвали широкий общественный резонанс, то после лета градус дискуссий резко снизился, появились сомнения в том, что соответствующее регулирование в принципе будет принято в ближайшем будущем. И кстати, не факт, что это плохо. Весенний законопроект был довольно сырым и крайне общим: его принятие неизбежно повлекло бы за собой изменение огромного массива законодательства и нормативных актов. И в конечном итоге законопроект породил бы больше вопросов, чем ответов, тем самым лишь усугубив правовую неопределенность.

 

В конце года Госдума вернулась к рассмотрению законопроектов о цифровых активах, но, по мнению многих специалистов, в предложенном виде законопроект вряд ли будет принят. В качестве альтернативы сейчас рассматривается проект поправок в Гражданский кодекс, которые подготовил РСПП. Согласно этому законопроекту, все цифровые активы делятся на три группы — криптовалюта, токены и цифровые ценные бумаги, для каждой группы устанавливается отдельный режим, а сделки с криптовалютой будут регулироваться по аналогии с биржевой деятельностью. Допускаю, что именно этот вариант получит более широкую поддержку, нежели весенние законопроекты, однако в любом случае говорить о существенном прогрессе в законодательном регулировании оборота цифровых активов пока преждевременно.

Безопасность персональных данных

Среди других трендов 2018 года, которые заслуживают внимания, можно отметить вопросы кибербезопасности и защиты персональных данных. Сейчас неуклонно растут объемы инвестирования в проекты, направленные на обеспечение защиты систем, сетей и программных приложений от цифровых атак: на международном уровне эта проблематика постоянно обсуждаются ЕАЭС, ОЭСР и ОБСЕ, на национальном уровне ведутся дискуссии о необходимости перевода отдельных сегментов бизнеса на отечественные системы шифрования.

 

С мая 2018 года вступили в силу обновленные правила обработки персональных данных, установленные регламентом GDPR. Необходимость приведения своей деятельности в соответствие с данными правилами коснулась всех компаний с международным присутствием.

Также вопросами безопасности был обусловлен целый ряд законодательных инициатив, проведенных в этом году. В числе самых свежих и резонансных можно назвать ноябрьское постановление правительства, запрещающее анонимность мессенджеров.  С момента вступления постановления в силу (весны 2019 года) мессенджерами сможет пользоваться только то лицо, на которое оформлен номер телефона, а администраторы мессенджеров должны будут проверять, действительно ли номер пользователя зарегистрирован на него.

По-прежнему актуальной остается проблема big data и скоринга. С каждым годом появляются все новые способы и подходы к сбору и обработке доступной информации (технологии big data), и на основе этих данных стали строиться целые аналитические системы для построения решений, имеющие значение для того или иного бизнеса (технологии скоринга).

 

Самым популярным сейчас, наверное, является кредитный скоринг, позволяющий оценивать платежеспособность клиента в автоматическом режиме не только на основании кредитных историй, но и с помощью частоты постов в интернете и их характера и поведения в социальных сетях, которые позволяют выяснить социальный статус, образование и квалификацию человека, в том числе на основании словарного запаса и речевого портрета в целом.

Я вижу перспективы для широкого использования скоринга в маркетинговом бизнесе. Если раньше основными данными для систем скоринга были прежде всего социальные факторы (пол, возраст, семейное положение) и демографические характеристики (регион, район), то сейчас благодаря появлению всевозможных приложений для телефонов и развитию других технологий появился огромный пласт дополнительных данных для анализа (геолокация, активность в социальных сетях, личные преференции, покупательское поведение и т. д.). Все эти сведения помогают бизнесу более точно определять и обрабатывать данные своих потенциальных клиентов.

Умное государство

Еще один тренд — продолжающаяся цифровизация государственных услуг и внедрение программ «умный город». С одной стороны, государство стимулирует бизнес к тому, чтобы внедрять высокотехнологичные процессы, с другой — само является активным потребителем новых технических разработок и цифровых решений. Так, например, на западе Москвы планируется построить новый «умный район» Рублево-Архангельское (в основе которого будет заложена правильная атмосфера для взаимодействия жителей друг с другом, окружающей средой и новыми технологиями); Третьяковскую галерею планируется перевести на блокчейн с оцифровкой коллекции в рамках проекта My Tretyakov; в Новгородской области система распределенного реестра уже используется для льготного лекарственного обеспечения, а в Калининградской области — для социальных региональных выплат.  Глава Сбербанка Герман Греф ожидает внедрение блокчейна  практически во всех отраслях промышленности России через один-два года.

Продолжается глобализация в сфере цифровой индустрии. Технологии могут быть одинаково востребованы во всех уголках мира (независимо от места, где они были созданы), что, в свою очередь, порождает к ним интерес инвесторов из разных стран. При этом отечественные компании все больше встраиваются в международные альянсы, создавая партнерские отношения на перспективу.

Еще одно явление, скорее всего, станет трендом в ближайшие пару лет — это цифровая этика. С каждым годом наше присутствие в социальных сетях становится все более и более затратным с точки зрения времени. Пользователям приходится все дольше пролистывать ленту в соцсетях, что, безусловно, сильно отвлекает от других дел и зачастую ведет к информационной перегрузке. В таких условиях мы все невольно начинаем задумываться над тем, чтобы сделать наше использование интернет-ресурсов более осознанным и настраивать социальные сети так, чтобы они приносили пользу и не засоряли наше пространство ненужной информацией. Полагаю, что цифровая этика в обозримом будущем станет частью образовательного процесса, однако всем нам нужно не забывать о том, что мы все — не только потребители, но и поставщики информационного контента в сетях.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+