Замах на монополию. «Ростех» усиливает позиции в вагоностроении
Сегодня «Ростех» сообщил, что покупает 9,33% в Объединенной вагонной компании, крупнейшем в стране производителе грузовых вагонов. Продавец, группа ИСТ Александра Несиса, таким образом, полностью вышла из ОВК.
Вагонный монополист
«Сделка усилит компетенции дочернего холдинга «Уралвагонзавод» в производстве железнодорожного подвижного состава», — объясняет «Ростех» мотивы приобретения. Сумма сделки не раскрывается, однако уточняется, что средства «Ростеху» выделены из бюджета в виде целевого займа. Исходя из котировок ОВК на Мосбирже 21 декабря, 9,33% компании стоили 4,2 млрд рублей.
После того, как в 2016 году Владимир Путин передал «Уралвагонзавод» «Ростеху», госкорпорация заметно усилила свои позиции в вагоностроении, отмечают участники рынка. «Уралвагонзавод» отобрал у конкурентов лицензии на свои инновационные вагоны, выстроил свою систему продаж вагонов и даже нарвался на антимонопольное дело, перечисляет один из собеседников. В результате цена на вагоны выросла на 50% и превысила 3 млн рублей. «Это действия, нацеленные на консолидацию рынка», — заключает один из участников рынка.
Вместе с ОВК «Ростех» станет монополистом в вагоностроении и сможет диктовать свою цену, согласен другой участник рынка. Госкорпорации необязательно увеличивать свою долю в ОВК, считает собеседник Forbes. По его словам, нынешняя структура акционеров ОВК такова, что большинство из них – финансовые инвесторы, а «рулит гендиректор».
Основной акционер компании — банк «ФК Открытие» (24,2%). Среди других акционеров — «Открытие холдинг» и пенсионные фонды группы «Сафмар».
Накануне сделки с «Ростехом» в компании сменился гендиректор — место Романа Савушкина, возглавлявшего ОВК с 2012 года, занял Тимофей Хряпов, бывший председатель правления группы «Арети» Игоря Макарова. Хряпов – человек «Ростеха», утверждает один из участников рынка. Впрочем, «Ростеху» достался «не самый лучший с актив с огромным долгом», отмечает собеседник Forbes.
Удачное избавление
«Мы вышли на пике и удачно закрыли инвестицию», — прокомментировал сделку представитель ИСТ. Группа создала ОВК на базе запущенного в 2012 году Тихвинского вагоностроительного завода и с 2015 года снижает свою долю. ИСТ неоднократно подчеркивали, что стратегия группы — создавать бизнес с нуля и затем продавать инвесторам.
Впрочем, у Несиса могли быть и другие мотивы для продажи ОВК, отмечают участники рынка. В последнее время компания погрязла в конфликтах с кредиторами и миноритариями.
Летом 2018 года ОВК нарушила ковенанты по кредиту «ФК Открытие», не только акционеру, но и основному кредитору компании. Банк хоть и не стал объявлять дефолт по кредиту, но повысил ставку на один процент, говорится в отчетности ОВК по МСФО за первое полугодие 2018 года. Кроме того пенсионные фонды «Сафмара» через суд требуют у ОВК выкупить свой пакет.
В следующем году ОВК рисковала снова оказаться на грани дефолта по кредиту ФК «Открытие», считает источник, близкий к «Ростеху». По его словам, в 2019 году ОВК должна погасить около 20 млрд рублей. «Без административной поддержки компании пришлось бы нелегко», — признает собеседник Forbes. «Ростех» же, по его словам, «готов поработать с ОВК».
«Ростеху» будет проще договориться с госбанком, констатирует один из контрагентов ОВК. Для «ФК Открытие» приход госкорпорации тоже хорошая новость, рассуждает собеседник Forbes, так как качество заемщика улучшится.