Жажда альтернативы. Как производитель соков приучает Россию к растительному молоку
В конце 2016 года в штабе компании «Сады Придонья» под Волгоградом проходило совещание под грифом «сверхсекретно». За закрытыми дверями президент Андрей Самохин, завпроизводством, технолог и руководители маркетинговой и финансовой служб обсуждали новый проект. Почти 20 лет компания занималась исключительно соками и пюре из овощей и фруктов, а теперь решилась производить растительное молоко из овса. «Мы готовились не просто к запуску новой категории, а к выходу на новый для страны рынок альтернативы молоку, где нас обязательно будут копировать», — объясняет Самохин.
Следующий год был непростым: баснословные траты на оборудование, тысячи литров отходов в поисках идеального вкуса и цвета напитка. В ноябре 2017-го с конвейера вышли первые 42,5 т овсяного напитка Nemoloko. Весной 2018-го новинка появилась на полках магазинов крупных сетей — «Ашан», «Лента» «Дикси», Fix Price. В планах Самохина составить конкуренцию традиционной молочке. На это у него уже ушло около €20 млн, но фруктовый магнат не намерен останавливаться.
Молочная замена
Основатель и глава одного из крупнейших в Европе переработчиков растительного сырья «Садов Придонья» Андрей Самохин всегда хотел быть первым на рынке. «Третье место меня категорически не устраивает», — признавался он Forbes пять лет назад. От других игроков рынка его отличает собственная сырьевая база — около 8000 га яблоневых, вишневых, сливовых садов и овощных полей. В 2017 году холдинг выпустил 650 млн единиц готовой продукции, но компания по-прежнему уступает крупнейшим производителям безалкогольных напитков АО «Мултон» и PepsiСo. По подсчетам Российского союза производителей соков, «Сады Придонья» занимают около 11,3% рынка.
Выход в категорию dairy alternatives (альтернативы молочной продукции) совпал с несколькими факторами. Во-первых, вследствие кризиса конца 2014-го в России в 2015 году сразу на треть сократилось производство соков. Coca-Cola и PepsiСo закрыли часть заводов, а покупатели стали потреблять более дешевые сокосодержащие напитки. В «Садах Придонья» говорят, что падения тогда не заметили, хотя, согласно отчету компании, в 2015 году динамика по сокам была нулевой. «Мы не упали, потому что осталось поле для развития. Было куда расти», — объясняет Самохин. С 2015 года он не отказался ни от одной из запланированных инвестпрограмм и даже открыл новый комплекс по переработке яблок в Саратовской области.
Чуть позже «Сады Придонья» вывели на рынок фруктовые и овощные коктейли со злаками «Easy Смузи». «Есть у нас такая тенденция: ежегодно внедрять что-то инновационное — формат упаковки, продуктовую линейку, технологическое оборудование», — говорит Ирина Самохина, вице-президент по стратегическому развитию. В 2016 году подчиненные Самохина предложили расширить ассортимент «парочкой напитков» из dairy alternatives, что не на шутку раззадорило начальника: это отдельный рынок, который отсутствует в России, и его нужно немедленно завоевывать.
Он признается, что и сам давно об этом думал. Самохин вспоминает случай в шведском супермаркете, куда он однажды случайно заглянул во время командировки. «Обычный покупатель набирал в корзину продукты, среди которых было и обычное молоко, и растительное. Он даже не задумался, не читал состав, не разглядывал упаковку. Взял с полки и пошел дальше!» — восклицает президент «Садов Придонья». Он хотел, чтобы его соотечественникам покупка такого продукта давалась так же легко, как и шведу, и бельгийцу, и американцу.
«Российский рынок dairy alternatives — очень молодой (около 10 лет), при этом динамичный. По сравнению с прошлым годом он вырос более чем в два раза», — комментирует Татьяна Семина, директор по развитию бизнеса «Danone Россия» (французской Danone принадлежит известный в мире бренд в сегменте растительной альтернативы Alpro). Рост происходит на фоне падения продаж традиционной молочной продукции. Аналитики Nielsen подсчитали, что в 2017 году на этом рынке в России не росли 14 из 16 категорий товаров. «Сильных производителей все меньше, а фальсификата с добавлением пальмового масла все больше, — подтверждает Самохин. — Для нас это отличная возможность предложить альтернативу».
Мировая статистика Euromonitor обнадеживает: продажи молочных альтернатив с 2014 года в Европе и США выросли на 24% и 31%, в Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе — на 17% и 14%. По данным Tetra Pak, объем потребления этих продуктов в Западной Европе — около 2,5 л на человека в год.
В России растительные аналоги составляют пока 1% от продаж традиционного молока, согласно Nielsen. За 2017 год было продано около 1,7 млн л «альтернативы» на 461,4 млн рублей — это мизерная сумма по сравнению с 120 млрд рублей продаж пастеризованного молока. Андрей Самохин проводит свой расчет. «Объем российского рынка животного пакетированного молока — порядка 3 млн т, из них 10–15% мы имеем право занять», — разъясняет он.
Это вам не молоко
Основной продукт на рынке альтернативы молока — это соя. Далее идут миндаль и кокос, но можно встретить и более редкие виды: молоко на основе риса, фундука, кешью, мака, гречихи, овса или нескольких ингредиентов. Для «Садов Придонья» выбор сырья для Nemoloko был четко обоснован. «Во всем мире соя генно-модифицированная, что не соответствует нашему представлению о безопасности и пользе», — рассуждает Самохин. То ли дело овес: продукт эталонный, выращивается в России, имеет предсказуемую себестоимость, урожайность и недорогую логистику. Для своего напитка компания закупает овсяную муку у поставщика из Самарской области по 40 рублей за кг. Однако экономика Nemoloko зависит не столько от цен на сырье, сколько от технологии производства.
Наладить производство овсяного молока оказалось сложнее, чем фруктового сока, признает Самохин: «Какие машины нужны, какая рецептура и технологии пастеризации — ничего этого мы не знали». До этого в российских магазинах можно было встретить только импортную продукцию, в основном марки Alpro, основанной еще в 1980-е и с момента выхода в Россию ставшей лидером. Были и другие, например, итальянская марка Isola Bio, которая 15 лет является основной в ассортименте «Азбуки вкуса».
Nemoloko разрабатывали вместе с инженерами Tetra Pak, около полугода ушло на заказ специального оборудования и консультации с технологами из Швеции, Италии, Сингапура. Это был самый затратный для компании этап, говорит Самохин. Он всерьез называет проект венчурным: «Оборудование предельно дорогое, а сами вложения крайне рискованные».
По словам представителя Tetra Pak, продукты на основе овса очень чувствительны и не прощают малейшего нарушения технологии. «Овсяный белок подвержен денатурации при высоких температурах. Это требует специального расчета, теплообмена в оборудовании для ультрапастеризации продукта», — предупреждает он. «Сады Придонья» отрабатывали идеальную формулу с момента запуска оборудования в сентябре 2017 года вплоть до глубокой осени. Лишь в конце ноября вышла первая коммерческая партия овсяного напитка нужного цвета, вкуса, консистенции.
Генеральный директор Bite Елена Шифрина подтверждает: отработать рецептуру растительного напитка очень сложно и дорого. «Пока добьешься нужного результата, получается несколько тонн отходов», — говорит она, не раскрывая суммарных инвестиций. Весной 2018-го компания Bite, которая специализируется на снеках, выпустила линейку молока из сои, миндаля, овса и риса с кокосом. Производство Bite находится на аутсорсинге в Европе, но планируется наладить собственное в России. По объему выпуска Bite начинала с партии 150 000 л, показатель растет в месяц на 30%. Правда, технология отличается от Nemoloko: Bite готовят не из муки, а из цельного сырья, которое предварительно замачивают в воде. По словам Шифриной, это влияет на вкус напитка.
Провокационное название
Перед запуском продаж «Сады Придонья» решили протестировать на фокус-группах в шести городах новое название Nemoloko и получили непредсказуемую реакцию. «Все как один заявили, что название неоднозначное — провокационное, но интригующее. Звучит как призыв к пробной покупке», — говорит Ирина Самохина, которая курировала брендинг проекта. Однако президента «Садов Придонья» это не смутило: название хорошо запоминают, надо оставлять! «Производитель замахнулся на изменение культуры питания в нашей стране, ведь молочные продукты занимают значительную долю в рационе россиян», — говорит Дмитрий Стрюков, директор по стратегическому развитию и маркетингу DDVB (агентство разработало брендинг для «Садов Придонья»). Отсюда и название — Nemoloko, которое позволяет дистанцироваться от молочных продуктов на полке.
Вопросы к продукту были и у розничных сетей, куда «Сады Придонья» пришли со своей новинкой. О перспективах растительного молока многие судили по одной-двум маркам у себя в ассортименте, которые никогда не показывали высокой динамики. Не то что сейчас. «Ежегодный прирост потребления растительного молока очень высок, 30–40%», — приводит данные представитель «Азбуки вкуса» Андрей Голубков, которая за последние годы расширила категорию примерно в 10 раз.
Самохин признает, что дистрибуцию Nemoloko налаживали осторожно: ограничили круг «правильных» супермаркетов, куда ходят только люди с хорошим достатком, разослали образцы на пробу. Упаковка и вкус многим понравились. «Опасения, что мало кто захочет покупать овсяное молоко, не оправдались!» — ликует Самохин. Оказалось, что Nemoloko выбирают и вегетарианцы, и люди с непереносимостью лактозы, и просто потребители продукции «Садов Придонья», и покупатели обычного молока, причем даже в дискаунтерах типа «Пятерочки» или Fix Price.
За 2018 год Nemoloko появилось в крупных розничных сетях — «О’кей», «Ленте», «Ашане», «Перекрестке», «Дикси» и др. по 95–115 рублей за л. Nemoloko фактически сталo первым массовым брендом растительного молока в своем ценовом сегменте и показывает хорошую динамику продаж, говорит представитель «Перекрестка». И хотя растительное молоко позволило закрыть дополнительную потребность покупателей, заметной конкуренции традиционному коровьему оно не составляет, уверяет ретейлер. «Марка имеет хороший показатель цена/качество, хорошую узнаваемость благодаря рекламе. Важную роль играет и репутация производителя», — добавляют в «Азбуке вкуса», где Nemoloko представлено минимально.
Сегодня Nemoloko продается примерно в 40 000 магазинов по всей стране (соки и пюре «Сады Придонья» представлены в 175 000 магазинов). Так что задача Самохина — попасть со своим Nemoloko и туда. Разумеется, от производителя это требует соответствующих усилий. Так, мощности линии Nemoloko увеличивали уже дважды: сначала с 70 т до 100 т овсяного напитка в сутки, а теперь и до 300 т. По итогам 2018 года Самохин планирует продать около 20 000 т овсяного молока, сливок и десертов на 2 млрд рублей. Совсем недавно производитель добавил в линейку продукты на основе гречихи. В 2019 году Самохин планирует увеличить объем производства более чем в два раза. «Дорогу осилит идущий», — подбадривает он сам себя.