Министры иностранных дел стран, входящих в Евросоюз, на заседании в Люксембурге утвердили новый режим введения санкций в рамках борьбы с использованием и распространением химического оружия. «ЕС отныне сможет вводить санкции в отношении лиц и организаций, независимо от их национальности и местонахождения, занимающихся разработкой и использованием химического оружия, где бы то ни было», — говорится в сообщении, опубликованном в понедельник, 15 октября, на сайте Совета ЕС.
Эти ограничительные меры направлены не только против частных лиц и организаций, которые были напрямую задействованы в разработке или применении химического оружия. Санкциям подвергнут и тех, кто оказывал этим организациям и лицам финансовую, техническую или материальную поддержку, или же поощряет их к действию.
Новый режим предусматривает введение таких санкций, как запрет на поездки в ЕС и замораживание на территории Евросоюза финансовых активов лиц и организаций. Кроме того, физическим и юридическим лицам ЕС запретят выделять средства в распоряжение тех, кто попал в санкционный список.
«Это решение способствует усилиям, которые Евросоюз прилагает, чтобы бороться против распространения и использования химического оружия, представляющего серьезную угрозу для международной безопасности», — говорится в коммюнике Совета ЕС. В нем подчеркивается, что «на фоне увеличения случаев химических атак в разных районах мира» Совет ЕС поддерживает глобальный запрет химического оружия, как это предусмотрено соответствующей Конвенцией.
Решение как можно скорее принять новый режим ограничительных мер ЕС по борьбе с использованием и распространением химического оружия приняли на саммите ЕС в конце июня 2018 года. Тогда Брюссель обязался поддержать решения завершившейся за день до этого в Гааге экстренной сессии Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), созванной по инициативе Великобритании и США в связи с отравлением бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и сообщениями о применении химоружия силами президента Башара Асада в Сирии. Тогда в Гааге члены ОЗХО в ходе простого голосования решили наделить эту организацию правом определять виновных в химических атаках.
Химоружие и санкции
5 марта 2018 года полиция Солсбери сообщила, что накануне у одного из городских торговых центров от неизвестного вещества пострадали два человека. Позднее выяснилось, что речь идет о бывшем полковнике ГРУ Сергее Скрипале и его дочери Юлии. (Скрипаля арестовала ФСБ в 2004 году, суд приговорил его к 13 годам тюрьмы за госизмену. В 2010 году Скрипаль был передан США в рамках обмена лицами, арестованными по обвинению в шпионаже, и получил убежище в Великобритании.)
Сразу после обнаружения в бессознательном состоянии в Солсбери Сергей Скрипаль и Юлия Скрипаль попали в госпиталь, где пришли в себя, позднее их выписали в удовлетворительном состоянии.
4 июля 2018 года еще два человека в Великобритании попали в больницу после «воздействия неизвестного вещества». Позднее пострадавшая в Эймсбери женщина скончалась. А мужчина пришел в сознание и поправился. В Скотленд-Ярде заявили, что пострадавшие были отравлены тем же отравляющим веществом, что и Скрипали, — «Новичком».
Лондон обвинил Москву в нарушении устава ООН и Конвенции о запрещении химического оружия. Россия эти обвинения категорически отвергает. Тем не менее, Великобритания в конце марта 2018 года выслала из страны 23 российских дипломата и объявила о ряде других антироссийских мер.
К ним присоединились США. 8 августа 2018 года Вашингтон объявил о введении новых санкций в отношении Москвы, обвинив Россию в использовании химического оружия при отравлении Скрипалей в Солсбери. Первая волна новых ограничительных мер вступила в силу 22 августа 2018 года. Она предусматривает полный запрет на поставку в Россию продукции двойного назначения. США также вводят санкции и в сфере сотрудничества между двумя странами в космосе.
Второй пакет санкций США пообещали ввести через три месяца в случае, если Москва не даст Вашингтону надежные гарантии в том, что не будет в будущем применять химическое или биологическое оружие, и согласится на проведение «инспекций на месте» представителями ООН.
5 сентября премьер-министр Великобритании Тереза Мэй пообещала, что Лондон расширит действующие санкции ЕС против России в связи с публикацией британскими спецслужбами имен двух россиян, подозреваемых в отравлении Скрипалей. «Мы намерены добиваться расширения санкций за применение химического оружия… Мы намерены обратиться к нашим партнерам в ЕС и работать через Организацию по запрещению химического оружия», — заявила она в Палате общин.
Свои заявления британский министр сделала сразу после того, как Королевская прокурорская служба Великобритании предъявила обвинения двум гражданам России по делу о покушении на жизнь Скрипаля и его дочери в Солсбери. Лондон выпустил европейские ордера на арест двух россиян, которые, как считают британские спецслужбы, въехали в страну 2 марта 2018 года под именами Александр Петров и Руслан Боширов.
В своем выступлении перед британскими парламентариями Мэй заявила, что расследование отравления Скрипалей указало на то, что двое подозреваемых — сотрудники российской военной разведки, «также известной как ГРУ». Мэй выразила уверенность, что операция, подобная покушению на жизнь экс-сотрудника военной разведки на территории Великобритании, «должна была быть одобрена не только внутри ГРУ, но и другими высокопоставленными представителями российского руководства».