В среду в Могилеве открывается V Форум регионов Белоруссии и России. Помимо глав государств — Владимира Путина и Александра Лукашенко — и министров обеих стран на форум приедут 21 российский губернатор и представители бизнеса.
Публично Путин и Лукашенко выступят на пленарном заседании форума, которое будет посвящено приоритетным направлениям развития регионального сотрудничества как ключевого фактора интеграции и союзного строительства, и проведут закрытую встречу. На личной встрече президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко планируют обсудить наиболее актуальные вопросы двусторонних отношений, сообщила пресс-служба белорусского президента.
К нынешней встрече Минск готовился с особой тщательностью. Анонсировано заключение контрактов на сумму не менее $500 млн и подписание более 70 документов о сотрудничестве на межправительственном, областном и районном уровнях.
В объятиях дружбы
Президент Владимир Путин поставил задачу новому послу в Белоруссии Михаилу Бабичу, которого он назначил на эту должность в августе, увеличить товарооборот между странами до $50 млрд. Сейчас Белоруссия занимает четвертое место в списке главных торговых партнеров России. По итогам 2017 года белорусско-российский товарооборот составил $31,9 млрд, увеличившись на 24,3% по сравнению с 2016 годом. По оценке Бабича, выйти на уровень товарооборота в $50 млрд можно будет к 2025-2030 годам — в зависимости от темпов роста экономики и развития интеграционных проектов. Максимальный уровень товарооборота между двумя странами был зафиксирован до санкций — еще в 2012 году, и тогда он составил около $42 млрд.
Рост российского экспорта на 28% до $19,3 млрд в 2017 году по сравнению с 2016 годом в значительной степени обусловлен увеличением стоимостного объема вывоза российских энергоносителей, связанного с ростом цен и физических объемов экспорта. Доля энергоносителей в экспорте России в Белоруссию в 2017 году составила около 47%. Восстановление российской экономики после рецессии 2014-2016 годов, а также санкции Запада в отношении России и ответные меры Москвы в отношении Евросоюза позволяют белорусским производителям наращивать поставки продовольствия, промышленных товаров, сельхозтехники. Импорт белорусских товаров России в прошлом году увеличился на 16,7% до $12,4 млрд.
Модель экономики
Созданная во время СССР на территории Белоруссии крупная энергозатратная промышленность превратила республику в развитый индустриальный регион. Основой белорусской экономики является высококонцентрированная экспортная промышленность, существующая за счет импорта сырья и полуфабрикатов. Это предопределило роль Белоруссии в качестве промежуточного звена между страной с сырьевой экономикой — Россией — и странами, производящими продукцию с высокой добавленной стоимостью, — Евросоюзом. Структура белорусского промышленного и сельскохозяйственного производства в значительной степени зависит от российского сырья и рынка сбыта. В Россию идет 90-95% белорусского экспорта молочной продукции, около 75% машин и оборудования, 60-70% транспортных средств.
Белоруссии удалось существенно закрепиться на российском рынке некоторых продовольственных товаров (по молочной и мясной продукции и овощам), в том числе за счет продовольственного эмбарго. Во многих российских городах существуют фирменные магазины, где продаются белорусские товары. В последнее время отмечаются случаи подделки белорусских брендов. Субсидирование продукции сельского хозяйства со стороны государства позволяет белорусским производителям достаточно уверенно удерживать позиции на российском рынке.
Нефтяной офшор
Полученную по льготным ценам российскую нефть перерабатывают на белорусских НПЗ и отправляют на экспорт. Около 60% белорусского экспорта в страны Евросоюза приходится на нефтепродукты. В 2012 году объем белорусского экспорта в ЕС достиг рекордных $17 млрд за счет пиковых цен на нефть и использования скандально известной схемы, когда под видом растворителей за рубеж отправлялись нефтепродукты, чтобы избежать уплаты пошлин в российский бюджет. Обвал цен на нефтяном рынке привел к существенному сокращению белорусского экспорта в страны Евросоюза. Требования Александра Лукашенко к правительству диверсифицировать зависимость от российского рынка и закрепиться на рынке ЕС ни к чему не привели и, похоже, пока остаются инструментом пропаганды.
Энергетические субсидии со стороны России позволяют поддерживать существующую социально-экономическую модель развития, однако в перспективе ведут к снижению конкурентоспособности белорусской продукции. В последние годы поддержка белорусской экономики со стороны Москвы сокращается, что вызывает негодование у официального Минска.
$100 млрд за 17 лет
По моим данным, нефтегазовые преференции, которые Белоруссия получила от России в 2001-2017 годах, составили почти $100 млрд. И это только по нефти и газу. В отдельные годы уровень поддержки достигал 23% ВВП страны. Эти оценки близки к расчетам других исследований, в том числе МВФ и белорусского Исследовательского Центра ИПМ.
По данным Минфина, в 2017 году Россия недосчиталась $2,4 млрд из-за беспошлинных поставок нефти в Белоруссию. Это можно считать прямым доходом белорусской экономики и чистыми потерями для российских компаний, которые вполне могли бы продать те же объемы нефти и газа по рыночным ценам. Получается, что модель управления Лукашенко работает за счет ресурсной и финансовой поддержки Москвы без какой-либо политической и экономической выгоды для самой России.
Следует признать, что Белоруссия нерационально пользуется данными финансовыми возможностями для повышения конкурентоспособности продукции и выхода на новые рынки сбыта товаров. Это можно проследить на динамике структуры экспорта белорусских товаров в страны ЕС и в Россию. За последние годы не произошло коренного перелома в структуре и направлениях сбыта белорусской продукции. Усиление конкуренции производителей на внутреннем российском рынке несет угрозу для белорусских экспортеров. Даже при текущих относительно низких ценах на энергоресурсы белорусская продукция в большинстве своем проигрывает конкурентам из Польши, Литвы и других стран Европейского союза.
Несмотря на значительные многолетние нефтегазовые преференции, белорусская экономика продолжает накапливать долги. Согласно данным Минфина, госдолг Белоруссии составлял 36% к ВВП на 1 сентября 2018 года. В 2019—2025 годах республика планирует направить на обслуживание и погашение внешнего и внутреннего государственного долга $23,5 млрд. Правительство вынуждено просить у России новые кредиты для погашения старых, и запросы с каждым годом увеличиваются. Вот и на прошедшей 21 сентября 2018 года встрече в Сочи Лукашенко, как он выразился сам, «выторговал» очередной $1 млрд на погашение ранее взятых у России кредитов. На фоне усиления западных санкций и сложностей в экономике Москве становится сложно удовлетворять все запросы Минска.
При сохранении текущего формата торговых отношений главными факторами, влияющими на объем товарооборота, станут объемы энергоресурсов и цены на них. Остается надеяться, что динамика роста цен на нефть сохранитcя и это позволит приблизиться к достижению намеченной цели по товарообороту. Россия и Белоруссия обладают возможностями для повышения внутриотраслевой торговли и, как следствие, улучшения структуры экспорта и повышения конкурентоспособности, что требует обоюдных уступок, включая снятия ограничений и барьеров для доступа товаров на рынки друг друга. Также важно углубить производственную кооперацию, разработать меры экспортной поддержки совместно произведенной продукции, поддержки малого бизнеса.
Белоруссия извлекает максимальную выгоду от Союзного государства и Евразийского экономического союза, требуя от Москвы дешевых энергоресурсов, кредитов, рынков сбыта. Экономические неудачи и просчеты белорусского руководства регулярно перекладываются на российский бюджет. Взамен Москва не получает ожидаемой поддержки на международной арене, а российский бизнес испытывает сложности при работе на белорусском рынке.
Особенность белорусской экономической модели, которую в свое время идеологические работники нарекли экономическим «чудом», — это скрещивание плановой и рыночной экономики, подавление частной инициативы и полный государственный контроль, которые вылились в технологическое отставание и низкую эффективность. Поддержка нынешней модели управления страной обеспечивается методами социалистической экономики — перераспределением материальных благ, сглаживанием социальных различий и страхом общества перед спецслужбами. Отсутствие политических и экономических реформ в Белоруссии может стать «бомбой» замедленного действия, которая может подорвать экономику в тот момент, когда никто не ждет.