Приморский районный суд Петербурга 5 октября заключил под стражу финансового директора застройщика «ЛенСпецСтрой» Елену Остроух. Следствие считает, что вместе с главой компании Дмитрием Астафьевым она похитила более 482 млн рублей дольщиков.
Остроух арестована до 4 декабря, а Астафьеву Приморский райсуд продлил арест на четыре месяца, сообщила объединенная пресс-служба судов города. Под стражей предприниматель пробудет до 7 февраля 2019 года. Его арестовал Куйбышевский районный суд Петербурга еще 9 августа.
По данным следствия, Остроух, Астафьев и другие сотрудники и учредители «ЛенСпецСтроя», «ЛенОблСтроя» и других входящих в группу компаний собрали с дольщиков ЖК «Ленинградская перспектива» более 482 млн рублей. Затем деньги были размещены на счетах в банке «Санкт-Петербург» и похищены. В пресс-службе компании «ЛенСпецСтрой» отказались прокомментировать Forbes ситуацию с арестом их финансового директора и гендиректора.
Компания с опытом
«ЛенСпецСтрой», работающая на рынке жилой недвижимости Санкт-Петербурга, — «достаточно серьезная» компания, говорит председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова. Изначально компания возводила жилье в черте города. В Приморском районе Петербурга она построила жилые комплексы «Медный всадник», «Ленинградские вечера», «Ленинградская симфония». Дочерняя структура «ЛенОблСтрой» также имеет в своем активе сданный объект — «Дом на Кравченко, 8». Но затем компания полностью переориентировалась на строительство объектов в Ленинградской области.
Как сообщал портал «Недвижимость и строительство Петербурга», компания сдала первые городские проекты с большими задержками и изъянами. В частности, построенные и введенные в эксплуатацию дома долго обслуживались коммунальщиками по временной схеме: не работали лифты, были перебои с электроснабжением, а из-за этого и с водой. Случались у «ЛенСпецСтроя» сложности и с другими объектами, а новоселы жаловались на многочисленные недоделки. Судилась компания и со своими поставщиками и подрядчиками.
Сегодня строящихся объектов у компании «ЛенСпецСтрой» два — «Новые Терийоки» (разрешение на строительство выдано в июле 2014 года) и «Ленинградская перспектива» (разрешение на корпуса I и II очереди выдано в апреле 2013 года). Проекты находятся в самом застраиваемом пригороде Санкт-Петербурга — Мурино, рядом с Кольцевой автодорогой. Дольщики, которые должны были заселяться в новое жилье в конце 2017 года, пишут на форумах и в социальных сетях, что заявленные работы на объектах ЖК не ведутся уже длительное время.
Портал «Недвижимость и строительство Петербурга» сообщал, что дольщики ни один раз выходили на митинги, писали письма во все инстанции, в том числе и президенту Владимиру Путину.
В то же время Доброхотова отметила, что компания имела сопоставимый опыт реализации застройки подобного объема. «До этого компания суммарно построила около 3500 квартир», — рассказала она.
Масштабы бедствия
В трех корпусах «Ленинградской перспективы» предполагалось 2500 квартир, а квартал «Новые Терийоки» рассчитан на 486 квартир. По данным риелторов, в общей сложности продано около 30% от заявленного объема, то есть число дольщиков может достигать 800-900 человек. Следствие заявляет, что от деятельности подозреваемого пострадали более 1000 человек.
«Если сравнивать с той же Urban Group, где число дольщиков около 20 000, или СУ-155, где граждане пострадали сразу в нескольких регионах страны, ситуация с «ЛенСпецСтроем» может показаться гораздо менее масштабной, но факт остается фактом: оплаченное по ДДУ жилье не могут получить сотни семей», — отмечает Доброхотова. Схема «спасения» дольщиков, по ее словам, может быть примерно такой же, как и в случае с компаниями-гигантами. К проектам компании привлекут банковскую структуру с госучастием, выделят бюджетные деньги на достройку.
Еще одним вариантом может стать передача площадок другому девелоперу: компания может представлять интерес для бизнеса, так как «Ленинградская перспектива» строится относительно недалеко от метро «Девяткино». Фонд защиты дольщиков вряд ли поможет в этой ситуации. Ранее ему уже потребовалась докапитализация в связи с банкротством Urban Group, поэтому едва ли дольщики «ЛенОблСтроя» могут рассчитывать на его помощь.
Попробуй докажи
История с арестом менеджмента компании «ЛенСпецСтрой» и обманутыми дольщиками всего лишь одна из многих в ряду банкротств застройщиков по всей России. По официальной статистике, к числу обманутых дольщиков относятся более 30 000 семей в 69 регионах России. В этих случаях менеджмент строительных компаний любого уровня оказывается под следствием. Следственные органы не обращают внимание на размер застройщика, если есть доказательства наличия в действиях застройщика признаков мошенничества, отмечает руководитель уголовно-правовой практики коллегии адвокатов Pen & Paper адвокат Алексей Добрынин.
Недавний пример — арест генерального директора и фактического владельца компании ГСК Виктора Кудрина, которого обвиняют в особо крупном мошенничестве и растрате 56,6 млн рублей при строительстве СИЗО. Он находится под домашним арестом, поскольку признал вину и сотрудничает со следствием.
Другой пример — завершение в августе 2018 года расследования первого уголовного дела в отношении бывшего главы группы компаний «Настюша» Игоря Пинкевича. Бизнесмену и семи его предполагаемым подельникам вменяется особо крупное мошенничество с деньгами дольщиков недостроенного ЖК «Царицыно». Изначально речь шла примерно о 6000 пострадавших. C них собрали и вывели за рубеж около 60 млрд рублей. Пока Пинкевича и его подчиненных хотят судить за хищение лишь около 150 млн рублей у 29 дольщиков.
Между тем, мошенничество еще нужно доказать. Факт наличия признаков мошенничества еще не означает наличия самого преступления, пояснил адвокат. К примеру, долгострой остановился, застройщик не отвечает на звонки дольщиков, на счетах компании нет денег, офис закрыт — налицо признаки мошенничества. Но в ходе доследственной проверки или в рамках возбужденного уголовного дела может быть доказано, что неплатежеспособность компании произошла по объективным причинам. И самое главное: может быть установлено, что в действиях менеджмента застройщика и его бенефициаров отсутствует преступный умысел на совершение мошенничества с деньгами дольщиков. А значит и никакого состава преступления быть не может, хотя признаки есть.
Именно поэтому следствию предстоит собрать серьезную доказательную базу в отношении менеджмента и бенефициаров компании. Если же у следствия получится это сделать, что уголовные дела будут расти как снежный ком. Например, статья 159 УК РФ (мошенничество) влечет за собой следствие по статье 196 УК РФ (преднамеренное банкротство), которое, в свою очередь, может повлечь за собой еще одно дело — по уклонению от уплаты налогов (статья 199 УК РФ).