Суд поместил под домашний арест директора «Трансавто» Алексея Морозова. Микроавтобус его компании попал в смертельную аварию на трассе Тверь — Ржев утром 5 октября. Выехав на встречную полосу, Ford Transit лоб в лоб столкнулся с автобусом «ЛиАЗ». Погибло 13 человек. Следственный комитет подозревает Морозова в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Губернатор Тверской области Игорь Руденя заявил, что «Трансавто» осуществлял «незаконные пассажирские перевозки под видом заказных». За это ухватились эксперты: жуткую автокатастрофу объясняют именно «нелегальностью» автоперевозчика. Что же, пресловутый «крайний» найден, но вывод кажется слишком поверхностным; из него совершенно не следует, что нужно делать, чтобы избежать подобных трагедий в будущем?
Закон суров, но есть нюанс
Сгоряча некоторые эксперты предлагают запретить заказные перевозки. К чему это приведет, не стоит и говорить: транспортный коллапс на большей части территории России. Обратите внимание, что роковой рейс только юридически был заказным, а фактически на микроавтобусе был номер маршрута. То есть он был регулярным. Думаете, это единичная серая схема? Ничуть не бывало: так сегодня работают автоперевозчики по всей стране.
В погоне за безопасностью местные власти во многих регионах настолько усложнили организацию регулярных перевозок, перегрузив избыточными бюрократическими требованиями и штрафами коммерческие компании, что последние вынуждены либо уходить с рынка, распродавая парк, либо искать юридические лазейки. Одна из таких лазеек — оказание услуг населению с использованием «заказной» схемы. Обратите внимание, когда в следующий раз будете садиться в маршрутку: под табличкой номера маршрута наверняка окажется наклейка «Заказной». Таким образом перевозчики уходят от издержек, идущих на удовлетворение бюрократического аппарата.
Если вас это возмущает, имейте в виду: стоимость проезда, организованного по всем правилам, будет существенно выше. Цена поездки Тверь — Ржев в один конец (130 км) на микроавтобусе сегодня составляет 300 рублей, а придется платить в два, а то и в три раза больше. «Заказные» маршрутки ведь как загрузились, так и поехали; а рейсовые должны ходить строго по часам, загрузка тут меньше, расходы растут. Не говоря уже о штрафах: за опоздание, за пропуск остановки и так далее. Работать «вбелую» дорого. А есть ли у жителей Тверской области деньги, чтобы ездить «по закону»? Ответ даст Росстат: в апреле 2017 года медианная заработная плата в Тверской области составляла 20 100 рублей, а 19,6% жителей области зарабатывали меньше 10 000 рублей в месяц. Именно эти люди ездят в маршрутках, и у них нет средств, чтобы оплачивать избыточные требования чиновников.
Можно ездить на общественном транспорте, дотируемом из регионального бюджета, но он медленный, и условия передвижения там исключительно некомфортные. В микроавтобусе, купив билет, пассажиры всю дорогу сидят, в автобусе за те же деньги, скорее всего, будут стоять в плотном окружении собратьев по несчастью. Неудивительно, что люди выбирают маршрутку, даже догадываясь о «кривой» юридической составляющей. Убежденные поклонники общественного транспорта — это, как правило, льготники и пенсионеры, которые никуда не спешат.
Контроль на бумаге
Видеозапись столкновения выложена в сеть. Изучив ее, можно прийти к выводу, что водитель микроавтобуса просто заснул за рулем. В последний момент он, видимо, очнулся и, увидев перед собой автобус, постарался уйти от удара, но было уже поздно. Что нужно сделать, чтобы это не повторялось? Очевидно, жестко ограничить время труда водителя, чтобы оно не превышало его физических возможностей. Водитель не должен быть уставшим — никогда. По идее, контроль за этим уже осуществляется с помощью приборов под названием «тахограф».
С 1 июля 2018 года по приказу Минтранса России №277 от 26.07.2017 года на всех автобусах и маршрутных такси, работающих на пригородных перевозках, тахограф должен быть установлен. Технические требования к нему раскрываются в приказе Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года «Об утверждении требований к тахографам...». Если коротко, то это специальное устройство, которое оснащено GPS/ГЛОНАСС-приемником и устройством считывания карт. Перед началом движения водитель вставляет карту в тахограф и тот начинает считать проведенное за рулем время. А далее эта информация оказывается никому не нужна.
Чтобы проверить, сколько конкретный водитель находится в пути, нужно его остановить на дороге и посмотреть распечатку тахографа. Вдумайтесь: в наш цифровой век, это не мониторинг онлайн Центрами обеспечения безопасности движения, не автоматический контроль со стороны комплексов видеофиксации, которые постоянно совершенствуют, чтобы выписывать автовладельцам новые и новые штрафы. Нет, в данном случае инспектору нужно по старинке помахать палочкой и потребовать бумажку. Но даже опытный сотрудник ДПС не сразу поймет, что за информация в этой распечатке и что с ней делать. Самый популярный тематический запрос в поисковых системах: «Как прочитать и понять распечатку технических данных тахографа?»
В итоге контроль над водителями при помощи морально устаревших тахографов осуществляется только на бумаге. Вероятность того, что на родной для него трассе водитель коммерческой компании неожиданно нарвется на особо въедливых инспекторов, которые будут разбираться с рулоном бумаги, заполненным мелкими цифрами, равна приблизительно нулю. Неотвратимости наказания нет, есть некая игра случая. Тем более что отработаны различные варианты обмана допотопных устройств — например, выдача нескольких карт одному водителю.
Убежден, что только постоянный технический контроль режима труда и отдыха водителей может предотвратить подобные ДТП. Жаль, что гигантские средства, которые были выкачаны государством из перевозчиков на закупку оборудования, оказались потрачены на иллюзию безопасности, что и показывает эта трагедия в Тверской области.