МВД подготовило очередные изменения в Правила дорожного движения (ПДД), документ размещен на портале правовой информации. В новой редакции документа предлагается разрешить инвалидам оставлять транспортные средства в зоне действия знака «Стоянка запрещена», указать случаи, при которых водитель может покинуть место аварии. Однако самое обсуждаемое нововведение — отмена знака «Шипы», который должен быть размещен на заднем стекле автомобиля, обутого в шипованную зимнюю резину.
Требование появилось еще при СССР, однако с годами оно было забыто — ответственности за отсутствие предупреждающего знака предусмотрено не было. Однако в апреле 2017 года в перечень неисправностей и условий, запрещающих эксплуатацию ТС, был добавлен пункт «Отсутствие опознавательных знаков…». Таким образом, езда без знака «Ш» была подведена под статью статья 12.5 КоАП; предусмотренный штраф — 500 рублей.
Это вызвало переполох среди водителей — можно сказать, зима прошла под знаком «Ш», масла в огонь подливала его дефицитность: производители просто не успевали удовлетворять спрос. В интернете кипели споры о его ненужности, знак стал основой интернет-мемов. Спустя ровно год начальник ГИБДД России Михаил Черников охарактеризовал случившееся как «дурь» и пообещал разобраться. И все же, нужно ли предупреждать других участников дорожного движения о наличии шипов? И какие еще пункты ПДД требуют переработки? Forbes обратился с этими вопросами к экспертам и общественным деятелям.
Сергей Канаев, председатель Федерации автовладельцев России (ФАР): «Едва ли знак «шипы» уже утратил актуальность или вообще когда-нибудь устареет. Да, электронные помощники сглаживают разницу в поведении автомобиля на шипованной и обычной резине. Однако шипованная резина жестче, из-под нее летит больше камней, асфальтовой крошки. Опытные водители знают, что от такой машины необходимо держать большую дистанцию. Так что знак вполне уместен. Кроме того, отсутствие предупреждающего знака могут вменить в вину водителю в случае аварии из-за несоблюдения дистанции. Вешать или нет — дело ваше, но и ответственность придется нести вам.
Я бы отменил ответственность за отсутствие полиса ОСАГО. Это умирающий институт, который требует серьезной реформы. В настоящее время полис не обеспечивает необходимых выплат, поэтому многие автомобилисты не покупают его. В Краснодаре более 50% водителей ездят без ОСАГО. Страховщики даже стали предлагать новую услугу: страховку от отсутствия страховки у второго участника ДТП».
Игорь Моржаретто, директор «Радио Страна»: «Этот знак — анахронизм, который зачем-то в прошлом году вытащили из пыльного шкафа и штраф какой-то за его отсутствие придумали. Для современных машин на современных трассах он не нужен, просто лишняя информация. Слава богу, отменят: победа здравого смысла над каменным веком!
Нужно подвергнуть ревизии прописанные в Правилах дорожного движения знаки. Их там больше 200 штук! Это перебор: даже удержать в голове сложно, при этом многие знаки просто дублируют друг друга. Мы с коллегами посчитали, что примерно треть знаков можно смело исключить».
Артур Саруханов, главный редактор портала «За Рулем»: «Кроме мельтешения в глазах этот знак ничего не давал. Объективно говоря, тормозной путь автомобиля на шипах и «липучке» особенно не отличается. Это была совершенно лишняя законодательная инициатива, которая только путала и раздражала автовладельцев: где размещать знак? Какого размера? При этом никакой полезной нагрузки знак не нес.
Хотелось бы, чтобы в российской столице наконец-то разрешили правый поворот под запрещающий сигнал светофора, как это принято во многих европейских мегаполисах. Это упростило бы жизнь автомобилистам и положительным образом сказалось на трафике. Такие эксперименты в Москве, знаю, проводились, жаль, что тема как-то заглохла».
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России: «Когда эту норму вводили, мы протестовали против нее, к сожалению, безрезультатно. И теперь нельзя оставить это так просто: что это значит, ввели, а через год отменили? Это или вопиющий непрофессионализм, или корыстный расчет. И скорее второе: кто-то обогатился на производстве этих знаков, которые продавались по 150 рублей. Умножьте-ка на количество машин в стране. И почему отменили: просто все уже приобрели зимой, рынок насыщен. Бизнес пора сворачивать. По-хорошему, за такие фокусы законодателям необходимо отвечать, минимум, креслом, а то и свободой.
Вообще я не сторонник внесения изменения в ПДД, это надо делать максимально осторожно. Моя позиция: пусть лучше будет устаревшая норма, чем ее будут хаотично пересматривать. За примерами далеко ходить не надо: правила проезда кругового перекрестка пересматривались несколько раз за последние годы. В результате людей полностью запутали: мало кто знает, какая трактовка сейчас актуальна».