К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кандидат на вылет. Электрокары без господдержки не поедут 

Фото Jasmin Merdan / Getty Images
Фото Jasmin Merdan / Getty Images
Мировые продажи электромобилей бьют рекорды. Но щедрые программы господдержки электромобилей подходят к концу. Что ждет рынок и к чему готовиться в России?

Глобальный рынок электромобилей (EV) продолжает свое стремительное развитие: в 2017 году в мире было продано 1,2 млн EV, на 62,5% больше, чем годом ранее. Численность зарегистрированных автомобилей на электротяге составила уже 3,4 млн. Основным драйвером развития экологически чистого транспорта вновь стал Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), на который пришлось 60% роста новых продаж.

Ощутимых успехов автопроизводители достигли и в снижении стоимости производства электрокаров. В 2010 году компания Nissan была вынуждена продавать полностью электрический LEAF с убытком, который достигал $12 000 на единицу. А сегодня за счет удешевления батареи примерно до $227 за кВт·ч концерн впервые смог получить маржу, несмотря на рост запаса хода модели нового поколения.

И хотя динамика впечатляет, говорить о предстоящей победе электропривода над двигателем внутреннего сгорания (ДВС) все еще преждевременно. Ключевым стимулом к приобретению EV по-прежнему остаются действующие меры государственной поддержки, включающие предоставление субсидий и налоговых льгот, а также разнообразные финансовые и нефинансовые преимущества, которые снижают стоимость эксплуатации автомобиля или предоставляют его владельцу определенные привилегии. Без этой поддержки стоимость пятилетнего владения электромобилем была бы выше, чем бензиновым или дизельным, даже в странах с исключительно высокими ценами на моторные топлива, такими как Норвегия, где за литр бензина на АЗС придется заплатить более $2.

 

Предоставляемые электромобилям преференции становятся грузом государственных бюджетов. Кроме того, бытует мнение, что они лишь отдаляют момент достижения EV рыночной конкурентоспособности, снижая стимулы производителей к дальнейшему развитию и соответствующему снижению издержек и цен. Поэтому уже к 2020 году действующие программы будут полностью или частично завершены на семи рынках сбыта электромобилей, в том числе и на крупнейших — в Норвегии, США и Китае.

В Норвегии освобождение электрокаров от НДС, который составляет в стране 25%, продлится до 2020 года.

 

Федеральные налоговые льготы в США, согласно действующим правилам, в полном объеме предоставляются только на первые 200 000 проданных автомобилей каждого производителя. После достижения порогового значения размер дотации будет снижаться на 50% каждое полугодие, по прошествии одного года следует полная отмена. Tesla уже преодолела барьер в 200 000 продаж в июле 2018 года, GM вплотную приблизилась к нему. В результате с начала 2020 года без поддержки в стране останутся EV двух крупнейших автопроизводителей.

В Китае, который с 2009 года предоставляет разовые субсидии до $9000, такую политику раскритиковали после обнаружения случаев мошенничества — фальсификаций клиентов, раздувания показателей в отчетности, оснащения испытательных автомобилей более мощными батареями для получения более высоких разовых платежей. По данным китайских СМИ, из 93 компаний, попавших под расследование, 72 использовали обходные схемы. В 2017 году правительство приступило к поэтапному сворачиванию действующей программы, до конца 2020 года она завершится полностью.

На этом фоне на первый план выходит вопрос: смогут ли производители обеспечить конкурентоспособность EV, когда господдержку свернут?

 

Оценки агентств по изменению стоимости литий-ионного аккумулятора на 2020 год становятся все позитивнее. Минимальную цену заявляют сами производители электромобилей — $100 за кВт·ч. Но даже достижение этого весьма амбициозного показателя не позволит автоконцернам компенсировать свои потери при отмене стимулирующих инициатив, а прорывной эффект от технологий производства принципиально новых типов батарей, находящихся сегодня на стадии опытно-промышленных испытаний (таких как графеновые аккумуляторы), возможен не ранее чем через 15–20 лет.

Таким образом, оптимизма в отношении среднесрочных перспектив глобального рынка электрокаров поубавилось. Но если в мире речь идет скорее о снижении ожиданий, в России, по всей видимости, бум электромобилей закончился, не успев начаться: общая численность парка составляет на сегодняшний день лишь 2500 единиц, предлагаемые инициативы в полной мере не претворяются в жизнь, все еще отсутствует комплексная стратегия развития EV.

Массовому распространению электрокаров препятствует целый комплекс факторов: потребителей отпугивают высокие цены, зарубежные производители не видят целесообразности официально представлять электромобили на стагнирующем авторынке, а государство не желает развертывать щедрые программы поддержки, поскольку фактически это означало бы стимулирование импорта. Вместо этого ставку делают на другой вид экологически чистого транспорта — газовые авто, и предпосылок для его развития и стимулирования в нашей стране действительно больше.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+