Тур из Поднебесной. Как заработать на китайских туристах
Китайцы, приезжающие в составе организованных групп, далеко не всегда становятся благословением локального бизнеса. Порой они создают ощутимую дополнительную нагрузку на инфраструктуру и нервы местных жителей. Поездка малобюджетной группы обычно организована как замкнутый цикл с тем, чтобы максимум потраченных в стране денег так или иначе достался китайскому оператору.
Организованные массовые низкобюджетные туры рассматриваются и в самом Китае как менее престижная форма путешествия, подходящая скорее для путешественников-новичков либо для людей, относящихся по доходам к средненизкому потребительскому сегменту. Неслучайно Таиланд — любимое туристическое направление китайцев в течение последних нескольких лет — с 2016 года запретил въезд туристических групп из КНР по дешевым путевкам (до $300). Судя по всему, ограничение по стоимости не привело к заметному снижению турпотока: в 2017 году Таиланд посетили более 10 млн туристов из Китая, многие из них позже стали инвесторами в тайскую недвижимость.
Очевидно, что китайские туристы, за которых стоит побороться, — независимые путешественники — избегают массовых дешевых туров и отправляются в поездки, которые организовывают сами, за новыми впечатлениями. Согласно китайской статистике 2017 года, 56% туристов, выезжавших из страны, организовали поездку сами либо с помощью турагентства как индивидуальный тур для маленькой группы друзей, коллег, семьи. Все большее количество стран открывается для китайского туризма, и роль данного сегмента будет увеличиваться.
Танковый полигон как бизнес-идея
Отдельный сегмент независимых китайских путешественников — это бизнес-туристы. Это опытные путешественники, которых за рубежом обычно встречают их местные партнеры. На такие встречи компании традиционно расходуют значительные бюджеты, стараясь отплатить китайцам за их гостеприимство в Китае.
В России помимо традиционных ресторанов и выездов на природу в последнее время стали популярны туры на танковые полигоны и на охоту: в Китае аналогичные забавы весьма труднодоступны. У этой категории гостей из Поднебесной все в порядке с деньгами, но не хватает времени: доступность информации на китайском языке и возможность совершить покупки, не уходя далеко от гостиницы, зачастую определяет их выбор при поиске подарков и сувениров для домашних.
К слову, вопрос о том, что дарить приезжающему в гости китайскому партнеру, периодически остро встает в офисах московских фирм — уже сегодня это может быть интересной нишей для развития небольшого бизнеса.
Опытные путешественники часто говорят на хорошем английском, молоды, едут в новые места, с удовольствием пробуют местную кухню, посещают культурные и исторические достопримечательности. Для многих уникальность впечатлений намного более значима, чем цена.
Уникальный опыт и учебные туры
Участники туристической индустрии Китая утверждают, что среди индивидуальных путешественников наибольший интерес представляют сейчас два тренда.
Первый — новые уникальные опыты, и они мало отличаются от тех, которые выбирают состоятельные путешественники по всему миру. Например, путешествия к достопримечательностям, внесенным в список культурных ценностей ЮНЕСКО, по местам с необычными кулинарными опытами, с погружением в местный быт и традиции, в труднодоступные места — Антарктида, Галапагосские острова, затерянные в горах деревушки и т. д.
Второй — учебные туры/детские летние лагеря. Особенно популярны среди китайских родителей летние учебные лагеря при известных университетах. Цена за пребывание в подобном лагере в США составляет от $5000 до $8000 за 10-дневную смену. В 2016 году более 800 000 китайцев отправились в учебные зарубежные туры во время каникул, потратив более $3 млрд.
Что ожидают от поездки за рубеж китайские туристы
— Любой тур для китайских туристов считается плохо организованным, если в нем не предусмотрена обширная программа шопинга. В среднем индивидуальный китайский турист тратит на покупки в поездке $729 на человека, в то время как туристы-некитайцы — $486. Что они покупают? В лидерах на сегодня — потребление предметов роскоши, хотя, по некоторым данным, значение этого тренда снижается в связи с замедлением китайской экономики и растущей доступностью люксовых иностранных товаров в самом Китае.
— Прием мобильных платежей. Более 50% жителей Китая пользуются мобильными платежами, предпочитая Alipay и WeChat наличным, а также банковским картам. Того же уровня комфорта они ожидают за рубежом. Зимой 2018 года Финляндия стала первой страной, предложившей китайским туристам полное покрытие сферы туризма и услуг Alipay. В результате поток китайских туристов в Финляндию вырос на 63%, с 265 000 человек в 2016 до 432 000 в 2017 году, при этом в среднем китайские туристы потратили во время пребывания в Финляндии $1553 США на человека.
— Красота туристического места — акцент на видах для фото и видеосъемки. Абсолютно типичная картина на экзотических курортах: заботящиеся о красоте загара, лежащие на шезлонгах в полудреме туристы-некитайцы и китайские туристки, надевающие пятый купальник и делающие сотый снимок в тысячном ракурсе. Фотосъемка в красивых местах — в некотором роде психологическая потребность китайцев, эффективный способ демонстрации окружению, как привилегированна и богата их жизнь.
— Доступ в интернет — обязательная часть комфортного путешествия за рубеж. Именно китайцы на сегодняшний день находятся в авангарде пользователей мобильных приложений, революционных систем оплаты, они лидеры по количеству времени, активно проводимого онлайн. Китайские туристы пользуются интернетом и мобильными приложениями, в том числе для нахождения местных достопримечательностей, ресторанов, передвижения по городу и т. д., при этом они гораздо больше, чем туристы из других стран, доверяют рекомендациям пользователей, а не туристическим путеводителям или рекламным материалам.
— У китайских туристов, выезжающих за рубеж, длинный список мест для посещения, вещей, которые стоит сделать, еды, которую нужно попробовать, покупок, которые они хотят привезти в Китай. Они стремятся успеть все за одну поездку. Цель поездки — максимизация счастья в одно путешествие, ни у кого больше не найдется такой насыщенной программы, которая будет выполняться от корки до корки.
— Китайцы чувствительны к тому, как их воспринимают, они хотят видеть уважение к себе и своей культуре. Многие из них утверждают, что при выборе направления путешествия гостеприимство местного населения и их доброе отношение к китайцам более важны, чем легкость получения визы. Как уважение к своей культуре они рассматривают внимание к их традициям и привычкам: от избегания заселения китайских гостей в номера с цифрой «4» до найма персонала, говорящего на китайском языке и жидкой рисовой каши на завтрак.
Всего десять лет назад оформление иностранной визы (да и самого загранпаспорта) было для китайцев крайне сложным предприятием с не всегда предсказуемым результатом. На сегодняшний день более 100 стран мира открыли для Китая преференциальный визовый режим. Эта тенденция будет только расти. Помимо таких ключевых проблем, как визовый доступ и безопасность, на преференции самого массового в современном мире туриста влияет сложный комплекс факторов, далеко не всегда очевидных для некитайских игроков в турбизнесе. Вместе с тем адекватность решений определит не только количество китайских туристов в стране, но и то, как и сколько будет зарабатывать на этом потоке принимающая страна.