Полная бездоказанность. Почему статья за увольнение предпенсионеров не сработает
Госдума приняла в третьем чтении законопроект об уголовной ответственности за «необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение» лиц, достигших предпенсионного возраста. Пенсионная реформа, анонсированная российской властью, приобретает все более четкие очертания.
В примечании к этой новой статье Уголовного кодекса (144.1) впервые в российском законодательстве предлагается определить, что такое предпенсионный возраст. Это возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости. В качестве наказания за неисполнение предлагается использовать штрафы и обязательные работы, а само преступление будет относиться к категории небольшой тяжести.
Действующий Уголовный кодекс содержит в себе похожую норму, связанную с дискриминацией при приеме на работу и увольнением беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Мотивом отказа в таких случаях служит как раз беременность или нахождение на иждивении детей. Эффективность этой нормы оказалась крайне низкой, поскольку доказать истинный мотив отрицательного решения практически невозможно.
Пока предполагаемую норму о защите трудовых прав лиц предпенсионного возраста не ввели в Уголовный кодекс, вести речь о практике ее применения нельзя. В то же время перспективы у нее либо будут такими же, как с увольнением беременных женщин, либо мы столкнемся с широким репрессивным применением уголовной ответственности — за любой отказ в приеме на работу либо при увольнении с работы, признанные судом незаконными, независимо от мотива нарушения трудовых прав.
Работодатели в любом случае будут всегда экономически заинтересованы в найме квалифицированных кадров, и вряд ли возраст работников пойдет в разрез с политикой государственной поддержки лиц предпенсионного возраста.
Работодателю нет смысла прекращать трудовые отношения с работником, качественно выполняющим трудовую функцию, только по причине достижения им 55-60 лет. В то же время при приеме на работу работодателю сложно дать правильную оценку деловых качеств и квалификации работника, значит при выборе между молодым и пожилым кандидатом предпочтение, скорее всего, будет отдаваться первому. Доказать же дискриминационный характер такого выбора будет крайне сложно.
Во-первых, отсутствует обязанность формулировать отказ в приеме на работу в письменной форме, а во-вторых, существует широкий перечень факторов, которыми можно обусловить такой отказ.
Сложившиеся на рынке труда тенденции инвестировать средства на переобучение или повышение квалификации уже действующих штатных сотрудников позволяют бизнесу безболезненно обходиться своими кадрами, не прибегая к набору нового персонала, в том числе и из «рискованных» категорий работников, в том числе лиц предпенсионного возраста.
Инициативы правительства приведут к тому, что работодатели будут предпочитать срочные договоры, избегая заключения бессрочных. Широкое толкование оснований для заключения срочных трудовых договоров позволяет работодателю снижать риски долгосрочных отношений с работниками.
Работникам предпенсионного возраста можно порекомендовать проявлять осмотрительность при принятии решения о смене работодателя. Их законное увольнение при отсутствии грубых нарушений трудовой дисциплины в сложившихся условиях представляется маловероятным, но в случае добровольного прекращения трудовых отношений с одним работодателем другого можно не найти.
При поиске работы предпенсионерам нужно обращать внимание на вакансии, предполагающие проведение собеседований, оценку резюме соискателя, в том числе и на конкурсной основе. В случае отказа в приеме на работу появится небольшой шанс подвергнуть в судебном порядке оценку кадрового выбора, а сама такая возможность может предостеречь работодателя заявить такой отказ необоснованно.
В целом проблема регулирования отношений работодателей и работников предпенсионного возраста выглядит несколько надуманной. Законодательные инициативы, направленные в том числе и на введение уголовной ответственности за дискриминацию в сфере труда по возрастному признаку, имеют во многом социально-политический контекст. Реформы, вызвавшие ажиотаж среди различных социальных групп общества, а также в основном отрицательную реакцию большинства жителей страны, требуют проявления политической гибкости в знак подтверждения, что власть может идти навстречу избирателям в решении столь болезненного вопроса, как повышение пенсионного возраста.
Защита прав работников только лишь под угрозой применения мер уголовной ответственности никогда не будет эффективной без широкого спектра социально-экономических мер, направленных на поддержание экономического интереса работодателей в сохранении трудовых отношений с работниками предпенсионного возраста.