Двадцать третьего сентября 2018 года в Алжире состоялась очередная встреча «ОПЕК+». Многие участники рынка ожидали, что на встрече обсудят повышение добычи нефти свыше обговоренного 1 млн барр./сутки в июне. Но в итоге члены коалиции решили придерживаться 100%-го уровня исполнения соглашения.
Итоги алжирской встречи
На участников коалиции не повлияли новые требования президента США Дональда Трампа повысить уровень добычи нефти для снижения цен. Двадцатого сентября Трамп написал на своей странице в Twitter, что «монополия ОПЕК должна сейчас же снизить цены».
Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил: «…Рынки обеспечены надлежащим образом. Я не знаю ни одного нефтепереработчика в мире, который бы пытался найти нефть, но не мог ее получить». Его поддержал российский министр энергетики Александр Новак: «…Немедленного увеличения объема добычи нефти сейчас, по моему мнению, не требуется…» По словам министра нефти Омана Мухаммеда Хамада аль-
Одной из причин сдержанного роста добычи некоторые считали нехватку свободных добычных мощностей у стран-участниц «ОПЕК+». Но это предположение быстро опровергли. Министр энергетики Саудовской Аравии Аль-Фалих подчеркнул, что страна располагает порядка 500 000 барр./сутки свободных мощностей. Новак ранее заявлял, что Россия может свободно нарастить добычу до 300 000 барр./сутки. Министр нефти ОАЭ Сухейль аль-Мазруи отметил, что его страна обладает свободными добывающими мощностями, но не указал точный объем.
Осторожное поведение «ОПЕК+» объясняется непониманием реальных объемов нефти, которые могут уйти с рынка в результате санкций США в отношении Ирана. Эти объемы оцениваются в 0,5-1,5 млн барр./сутки. С мая по август 2018 года добыча в Иране сокращалась по нарастающей, суммарно за четыре месяца снижение уже составило 240 000 барр./сутки. Более того, в преддверии вступления санкций в силу Иран выступает категорически против дальнейшего роста добычи со стороны «ОПЕК+» — это может привести к еще большей потере им доли рынка.
*Уровень добычи нефти в ОПЕК+ в апреле составил 49,5 млн барр./сутки. Источники: OPEC, Bloomberg, МЭ России
Неясность вносит и ситуация в Венесуэле: только за последние четыре месяца добыча там снизилась на 200 000 барр./сутки, а с января 2015 года (тогда добыча была на отметке 2,4 млн барр./сутки) по август 2018 года этот показатель составил 1,23 млн барр./сутки. Ожидается, что падение будет продолжаться и дальше.
Фактически алжирская встреча для «ОПЕК+» служит своего рода отсрочкой, поскольку к моменту встречи коалиция достигла поставленные ей цели:
— Суммарный прирост добычи в странах «ОПЕК+» за июнь-август 2018 года, имеющих квоты, составил около 800 000 барр./сутки из оговоренного увеличения квот на 1 млн барр./сутки. Недостающий объем в 100 000 барр./сутки при необходимости с лихвой восполнят Россия, Саудовская Аравия и ОАЭ.
— Снижение коммерческих запасов нефти. Их уровень в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в июле 2018 года составил 2824 млрд баррелей, что на 280 млрд баррелей ниже среднего пятилетнего показателя.
— Ценовой коридор в $70-80 за баррель устраивает большинство игроков на рынке.
И для России нынешняя ситуация выглядит весьма позитивно: цены на нефть и доходы бюджета растут, при этом страна фактически избавилась от обязательств по сокращению добычи, вернувшись на уровень октября 2016 года в 11,2 млн барр./сутки.
Дальнейшие действия стран «ОПЕК+» потребуют куда большей кооперации и компромиссов, ведь достигнуть поставленных целей при условии благоприятных внешних факторов — это одна задача, а удержать баланс под давлением геополитических и экономических факторов — совершенно другая.
«Твитерономика» и нефтяной рынок
В последние полгода нефтяные котировки подбираются к заветной отметке в $80 за баррель, а цены на бензин в США — к $3 за галлон и более, а критика в отношении ОПЕК со стороны США начинает звучать все активнее.
Впервые заявление Дональда Трампа о том, что цены нефти слишком высокие, прозвучало в апреле. Далее последовало еще два заявления в июне прямо перед встречей «ОПЕК+», на которой было принято решение нарастить добычу на 1 млн барр./сутки. Это может создать ложное впечатление, что публикации в Твиттере оказывают влияние на нефтяной рынок, в реальности это, конечно же, не так. Но все же, помимо фундаментальных факторов спроса и предложения — перебоев с поставками из Ливии и Нигерии, снижения добычи в Венесуэле и Иране и роста спроса в 2018 году, — был еще один фактор, который мог оказаться решающим.
Двадцать второго мая 2018 года в Конгресс США внесли поправки к знаменитому антимонопольному Закону Шермана, названные NOOPEC Bill. Этот закон более 100 лет назад разрушил монополию Standard Oil. Эти поправки предполагают расширение сферы действия Закона Шермана на международные картели и монополии, действие которых влияет на рынок нефти, газа и нефтепродуктов в США. Подобные поправки в законодательство США неоднократно предлагали с 2000 года обе палаты Конгресса США. Но ни президент Джордж Буш,ни Барак Обама не поддержали инициативу, предупредив, что они будут использовать свое право вето.
Цены нефти Brent и заявления президента США Дональда Трампа в Твиттере
Действительно, критика этих поправок внутри США крайне серьезна. Оппоненты указывают, что его принятие негативно повлияет на инвестиционную активность в нефтегазовой отрасли в стране; крайне затруднит дипломатические отношения США со странами, попавшими под действие этого закона; эффекты от вступления закона в силу будут сильно отсрочены, а в краткосрочном периоде и вовсе цены на нефть могут вырасти из-за дестабилизации нефтяного рынка.
Казалось бы, что и сейчас на этот закон можно не обращать внимания. Но, во-первых, ситуация для США в 2018 году на нефтяном рынке выглядит куда более благоприятной, чем 11 лет назад: добыча нефти растет, а импорт из стран ОПЕК снижается. Если в 2007 году он составлял 6 млн барр./сутки, то в 2018 году он снизился в среднем до 3 млн барр./сутки.
Во-вторых, из всех президентов США за последние две декады Дональд Трамп был самым ярым противником ОПЕК на протяжении более чем 30 лет: начиная от обвинений в сторону ОПЕК в авиационном кризисе США в 1970 году в своей книге «Трамп: искусство заключать сделки», заканчивая последними публикациями в Twitter. По словам сенатора Чарльза Грассли, на этот раз NOOPEC Bill, скорее всего, «привлечет внимание президента и тем самым покажет миру, что США не будут мириться с вопиющими антимонопольными нарушениями ОПЕК». Поэтому вероятность, что этот закон примут, как никогда высока.
Почему же тогда по итогам встречи участники «ОПЕК+» решили не наращивать добычу в ближайшие месяцы? Вполне работоспособной версией может быть несерьезное отношение к этому закону. Но если предположить, что закон будет принят, есть более рациональное объяснение.
Спрос вызывает сомнения
Одним из драйверов роста нефтяных цен и высокой эффективности сделки «ОПЕК+» был растущий спрос на нефть в первую очередь со стороны Китая, Индии, США и Германии: с момента заключения сделки по август 2018 года прирост потребления составил около 2,5 млн барр./сутки. Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует, что за весь 2018 год спрос вырастет на 1,4 млн барр./сутки, а в 2019 году — 1,5 млн барр./сутки.
Но несмотря на текущие позитивные прогнозы, у участников рынка есть опасения, что мировой экономический рост может замедлиться. В 2018 году он ожидается на рекордно высоком с 2011 года уровне — в 3,9%, но торговые войны между Китаем и США могут, по оценкам МВФ, привести в краткосрочном периоде к снижению темпов роста мирового ВВП до 2,3%. Столь значительное замедление темпов экономического роста может спровоцировать замедление роста спроса и падение цены на нефть до $50-$55 за баррель.
На встрече «ОПЕК+» Саудовская Аравия выразила беспокойство по поводу состояния мировой экономики: «Мы уже заполнили наши хранилища до максимума, потому что спрос оказался ниже, чем мы ожидали», — сказал министр энергетики Саудовской Аравии Аль-Фалих.
Проект нового соглашения в рамках «ОПЕК+» в 2019 году обсудят в декабре. Аль-Фалих отметил, что быстрый рост добычи нефти в США может означать и увеличение коммерческих запасов нефти в следующем году, но пока еще рано говорить, должны ли оставаться в силе ограничения на добычу, согласованные в 2016 году.
Что в итоге?
В своем текущем виде соглашение «ОПЕК+» исполнено: рынок сбалансирован, а цены приемлемы для большинства участников рынка. При этом, с одной стороны, сохраняется большая неопределенность до ноября 2018 года по реальным объемам экспорта нефти из Ирана, с другой — есть сомнения по поводу темпов экономического роста и спроса на нефть, который и так традиционно снижается в конце уходящего года и первом квартале следующего.
Отдельным дестабилизирующим фактором становятся США, которым в условиях начала предвыборного периода важно сохранить низкие цены на нефтепродукты внутри страны.
Соглашение для рынка — наименьшее зло и вносит хоть какую-то определенность как для потребителей, так и для производителей, но в следующем году его придется переформатировать. Для участников соглашения сейчас наилучшей стратегией будет сохранение уровня добычи, равно как и наблюдение за рынком до конца года.