К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Много больше: почему «Манчестер Юнайтед» дорожает даже без трофеев

Фото Lee Smith / Reuters
Фото Lee Smith / Reuters
Как изменился бизнес футбольных топ-клубов Европы за последние пять лет

Правила финансового фейр-плей, введенные УЕФА в 2011-м, серьезно трансформировали футбольный бизнес. В сезоне 2016/2017 только два клуба из топ-20 — итальянские «Рома» и «Милан» — показали операционный убыток. В рейтинге Forbes за сезон 2002/2003 семь из двадцати команд заработали меньше, чем потратили. Общая сумма убытков тогда составила $244 млн. Благодаря растущим доходам от спонсоров и телевидения с каждым годом увеличивается и стоимость клубов.

Однако несмотря на положительную динамику всех финансовых показателей, только три представителя соккера — «Манчестер Юнайтед», «Реал» и «Барселона» — попадают в топ-10 самых дорогих спортивных команд. Ситуация может измениться, если в Германии разрешат покупку контрольной доли в футбольной команде (сейчас пакет 50+1 должен оставаться у клуба). Это привлечет крупных иностранных инвесторов и ускорит бизнес-рост Бундеслиги. Пока же «Бавария», зарабатывая солидные деньги на спонсорстве и собирая полный стадион, отстает по доходам от супертройки.

«Манчестер Юнайтед» не выигрывал чемпионат Англии с 2013-го, в Лиге чемпионов команда в последние годы выступает неважно (в сезоне 2017/2018 вылетел в 1/8 финала) или не выступает вообще. Однако бизнес-процессы в клубе настолько хорошо отлажены, что отсутствие серьезных трофеев никак не сказывается на финансовых показателях. Один только «маечный» контракт с Chevrolet приносит «Юнайтед» $80 млн в год. И сложно представить, что в 1980-х Sharp платил всего £100 000 в год за логотип на футболке «МЮ».

 

Учитывая финансовые показатели команд за сезон 2016/2017 (данные Deloitte Money League и The Swiss Ramble), а также долги (включая стадионные), Forbes составил очередной рейтинг стоимости футбольных клубов.

10 самых дорогих футбольных клубов 2018

№1. «Манчестер Юнайтед» (Англия)

 

Оценочная стоимость: $4,12 млрд

Динамика за год: +12%

В сезоне 2016/2017 «Манчестер Юнайтед» выиграл два второстепенных турнира — Лигу Европы и Кубок английской лиги, и показал максимальную выручку среди футбольных клубов ($737 млн), а сумма операционной прибыли ($254 млн) превысила аналогичные показатели остальных команд почти на 50%.

 

№2. «Реал» (Мадрид, Испания)

Оценочная стоимость: $4,09 млрд

Динамика за год: +14%

С 2000 года доход «Реала» растет в среднем на 11% в год — благодаря впечатляющим успехам в Лиге чемпионов (шесть титулов с начала века). В сентябре 2017-го клуб обновил спонсорский контракт с Emirates до конца сезона 2020/2021 — за логотип на футболке «Реала» авиакомпания из Дубая заплатит $84 млн в год.

№3. «Барселона» (Испания)

 

Оценочная стоимость: $4,06 млрд

Динамика за год: +12%

Весной 2018 года местные власти одобрили «Барселоне» проект масштабной (на $650 млн) реконструкции домашнего стадиона «Камп Ноу» и прилегающих к нему территорий. Новая арена станет важным драйвером бизнес-роста для клуба, который только на сделках по экипировке и стадиону получает $247 млн в год.

№4. «Бавария» (Мюнхен, Германия) 

 

Оценочная стоимость: $3,06 млрд

Динамика за год: +13%

В сезоне 2016/2017 клуб из Мюнхена заработал на спонсорстве, мерчандайзинге и рекламе $374 млн — больше, чем любая другая футбольная команда. Однако пока «Баварии» (да и Бундеслиге в целом) не хватает силы бренда, чтобы опережать по общей выручке суперклубы вроде «Реала» и «Барсы».

№5. «Манчестер Сити» (Англия) 

 

Оценочная стоимость: $2,47 млрд

Динамика за год: +19%

По итогам сезона 2016/2017 телеправа принесли «Сити» доход в $258 млн — это лучший показатель в английской премьер-лиге, которая собирает с телекомпаний $4,28 млрд в год. Весной 2018-го команда Пепа Гвардиолы выиграла чемпионат, добавив в резюме клуба третий титул за семь лет.

№6. «Арсенал» (Лондон, Англия) 

 

Оценочная стоимость: $2,23 млрд

Динамика за год: +12%

В феврале 2018 года «Арсенал» продлил «форменный» рекламный контракт с Fly Emirates: до конца сезона 2023/2024 компания заплатит около $250 млн. Еще $10 млн будет приносить клубу соглашение с туристическим офисом Руанды — слоган Visit Rwanda появится на левом рукаве игровых футболок с сезона 2018/2019.

№7. «Челси» (Лондон, Англия) 

 

Оценочная стоимость: $2,06 млрд

Динамика за год: +12%

Весной 2018 года «Челси» заморозил проект дорогостоящей (около £1 млрд) реновации стадиона «Стэмфорд Бридж», согласованный с властями в 2017-м. «В связи с неблагоприятным инвестиционным климатом», — объяснил решение официальный сайт клуба.

№8. «Ливерпуль» (Англия) 

 

Оценочная стоимость: $1,94 млрд

Динамика за год: +30%

Доходы «Ливерпуля» почти удвоились с 2010 года, операционная прибыль выросла более чем в три раза за сезон 2016/207 — в итоге оценочная стоимость клуба поднялась на 30% за год. Открытие обновленной главной трибуны «Энфилда» увеличило доход от матчевых дней на 21%.

№9. «Ювентус» (Турин, Италия) 

 

Оценочная стоимость: $1,47 млрд

Динамика за год: +17%

В финале Лиги чемпионов 2016/2017 «Ювентус» уступил «Реалу», однако заработал на участии в турнире больше всех — $120 млн. Остальные итальянские команды вылетели на ранних стадиях, и большая часть маркетингового пула, причитающегося Италии, досталась «Юве».

№10. «Тоттенхэм» (Лондон, Англия)

 

Оценочная стоимость: $1,23 млрд

Динамика за год: +17%

Благодаря участию в Лиге чемпионов в сезоне 2016/2017 «Тоттенхэм» увеличил свои теледоходы до $245 млн. Закрыв в мае 2017-го домашний стадион «Уайт Харт Лейн» на реконструкцию (цена проекта — $1 млрд), команда временно перебралась на 90-тысячный «Уэмбли» — это наверняка увеличит matchday-выручку.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+