Что происходит с рыночной стоимостью «Газпрома»? Почему капитализация газового монополиста, на зависимость от которого не перестает жаловаться половина Европы, так и не выросла до обещанного триллиона долларов? Как получилось, что другая российская компания, у которой добыча газа едва дотягивает по объему до 13% от объемов добычи у «Газпрома», стала обгонять ее на биржевых торгах по капитализации?
Действительно, 6 сентября управляемый государством «Газпром» впервые был оценен биржевыми игроками ниже, чем «Новатэк», находящийся в частной собственности (в том числе иностранной). Превышение пока выглядит небольшим: в моменте торгов капитализация «Новатэка» составляла 3,497 трлн рублей, а «Газпром» оценивался в 3,494 трлн рублей, но сам факт не может не настораживать. Более того, все выглядит так, будто мы имеем дело не с сиюминутным явлением, но с долгосрочной тенденцией.
Успех акций «Новатэка» оправдан. Компания давно зарекомендовала себя как эффективный и прибыльный экспортер газового конденсата, а сейчас вышла на новые рубежи. В ближайшее время она выведет на запланированную мощность уникальный проект «Ямал СПГ», став крупнейшим в России производителем и экспортером сжиженного природного газа (СПГ) — товара, которому на глобальном газовом рынке принадлежит будущее. Этот гибкий бизнес намного перспективнее и конкурентоспособнее, чем ограниченные по географии трубопроводные поставки, на которых специализируется «Газпром». (У «Газпрома» есть контрольный пакет в первом российском проекте СПГ на Сахалине, но только потому, что ему удалось «отжать» эту долю у иностранных участников проекта под мощным административным давлением.)
«Новатэк» смог доказать на деле, что проект осуществим, несмотря на арктические условия, высокую стоимость, технологические проблемы, а также первоначальное нежелание кредиторов связываться с попавшими под американские санкции бизнесменами. Проект привлек французскую Total и двух китайских участников: Китайскую национальную нефтегазовую корпорацию (CNPC) и Фонд Шелкового пути. Помогла солидная финансовая помощь из российского Фонда национального благосостояния, а также беспрецедентно льготные налоговые условия, созданные для проекта руководством России.
Внимание инвесторов к этой компании объяснимо. «Новатэк» имеет все шансы сохранить привилегированное положение в России и претендовать на новые льготы. В глазах Кремля он играет чрезвычайно важную геополитическую роль. Компания не собирается ограничиваться «Ямалом СПГ». В ее планы входит широкая экспансия в Арктике, на освоение которой у российского руководства есть далеко идущие планы. Она начинает подбор иностранных партнеров для нового проекта — «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове (Total уже приобрела в нем 10% долю, и список других возможных участников охватывает компании из Китая, Японии и даже Саудовской Аравии). На очереди проекты «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-3», где идет разведка и оценка газовых запасов.
Для арктических проектов «Новатэк» строит в Белокаменке под Мурманском центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС), а на Камчатке — терминал по перевалке сжиженного газа из судов ледового класса, проходящих по Северному морскому пути, в океанские суда-газовозы. Этот терминал может в будущем превратиться в торговую площадку для реализации газа по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону и даже в хаб, где будет формироваться региональный индекс цены на газ.
В Кремле, судя по всему, осознали, что обустройство Севморпути и экономическое развитие Арктики невозможно без таких инновационных проектов и без инициативы частного бизнеса, способного привлечь иностранных инвесторов и иностранные технологии. «Газпром» при всей его величине проявил себя как крайне неповоротливый и чудовищно затратный монстр, которому нельзя поручать дела таких масштабов и сложности. Его многочисленные проекты в области СПГ показали полную несостоятельность: от Штокмана до Владивостока и от Харасавэя на Ямале до Балтики. Поэтому в качестве пионера освоения Арктики и был выбран «Новатэк», что не преминули заметить потенциальные инвесторы.
Имея мощность нацеленных на европейский рынок газопроводов, вдвое превышающую объемы экспорта, «Газпром» пошел на колоссальные затраты на прокладку новых труб. Для двух инфраструктурных проектов на Балтике — «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2» — проложили новый газотранспортный коридор с Ямала, хотя компания могла экономно и эффективно использовать для этого уже имеющиеся мощности, которые обслуживают умирающие гигантские месторождения на севере Тюменской области. По оценке американского журнала Russian Petroleum Investor, сделанной еще в 2000-2002 годах на основании данных «Газпрома», стоимость нового коридора Бованенково — Ухта — Торжок — Балтика достигает $44 млрд.
По существу, компания потратила эти средства только для того, чтобы «наказать» Украину, сократив транзит газа по ее территории. Никакого экономического смысла в этих проектах не было, как не было смысла и в «Южном потоке» (ныне — «Турецкий поток»), на который «Газпром» тоже потратил больше $17 млрд, не располагая ни гарантированным рынком в Южной Европе, ни разрешениями регуляторов Евросоюза на такую инфраструктуру. Больше 500 км уже уложенных труб «Газпром» сейчас выкапывает за дополнительную плату тем же подрядчиком.
Широко разрекламированная «Сила Сибири», как показывают расчеты газпромовских плановиков, не оправдается экономически и через 30 лет. Выйти на проектную мощность 38 млрд кубометров в год этот газопровод сможет не раньше 2028 года, да и то если в дополнение к якутскому месторождению Чаянда «Газпром» быстро добавит запасы Ковыкты в Иркутской области, освоив это месторождение и проложив дополнительно 800 км труб по тайге и сопкам.
Построенный непонятно зачем и практически бездействующий газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток дополняет картину. Работает одна компрессорная станция из заложенных в проект двенадцати. С одного конца нет газа, с другого — потребителей.
Следуя не интересам акционеров, а политическим указаниям из Кремля, компания потеряла крупнейшего своего клиента — Украину, которая в 2006 году закупала в России 59 млрд кубометров газа. А другие клиенты в Европе идут сейчас на дополнительные затраты, чтобы обеспечить себе альтернативные маршруты получения газа: «Газпром» уже несколько раз по политическим причинам перекрывал или сокращал объемы поставок в периоды пикового спроса. Непредсказуемость «Газпрома» — самый опасный фактор для энергобезопасности Евросоюза.
Компания с такой стратегией развития и такой деловой репутацией не может считаться перспективным объектом для вложения денег. Отсюда и низкая рыночная капитализация. Если семь лет тому назад она доходила почти до $370 млрд, то сейчас стоимость монополиста упала до $51 млрд.