Тише едешь. Для чего в городах запрещают водителям разгоняться
Самый смертоносный перекресток Москвы — пересечение Шипиловской улицы и Варшавского шоссе, за три года там произошло 54 ДТП, которые окончились серьезными травмами или смертью участников. Такие данные приводят специалисты фонда «Городские проекты», разрабатывающего в Москве принципы программы Vision Zero.
Vision Zero, или «Ноль смертей», — это программа радикального переустройства городских улиц и перекрестков с целью свести к нулю смертность на дорогах. В 1997 году за ее внедрение проголосовал парламент Швеции, в результате смертность снизилась с 541 случая в 1997 году до 270 в 2016-м, и это при значительном росте автомобильного трафика. Несмотря на то что внедрение программы ложится бременем на городские бюджеты, сейчас уже более 26 стран мира озаботились проблемой смертей на дорогах и пытаются ее решить. В России программой «Ноль смертей» занимаются пока общественные активисты.
В 2005-м Департамент транспорта и развития регионов в Лондоне опубликовал статистику: если в момент наезда на пешехода автомобиль движется со скоростью более 30 км/ч, вероятность, что пешеход умрет, равняется 45%, но если скорость меньше, то его шанс выжить повышается до 95%. Поэтому в жилых районах и так называемых медленных зонах ставят именно такой верхний предел скорости.
Важная составляющая Vision Zero — реконструкция перекрестков. Исследования показали, что переделка обычного перекрестка в круговой снижает число ДТП. Для безопасного движения важны отбойники, они могут быть как массивными бетонными, так и гибкими «кабельными». Последние хотя и не снижают количества ДТП, но делают их менее серьезными, так как принимают на себя и гасят большую часть кинетической энергии.
Отдельная проблема — массивный большегрузный транспорт и автобусы. В Нью-Йорке доля грузовиков в трафике всего 3,6%, однако на ДТП с их участием приходится 32% смертей велосипедистов и 12% смертей пешеходов. В силу самого размера у грузовика много «слепых зон», это мешает водителю полностью контролировать машину. Кроме того, велосипедистов и пешеходов часто просто затягивает под колеса даже при столкновении на небольшой скорости. Чтобы бороться с этим, в Лондоне модифицируют конструкцию грузовиков, защищая пространство между колесными парами специальными панелями. Выделенные линии для общественного транспорта помогают не только увеличить скорость движения, но и защитить участников движения от столкновения с тяжелыми автобусами.
Внедрение Vision Zero может обойтись в десятки миллионов долларов, цена зависит от набора и сложности преобразований. Новые дорожные знаки и разметка обходятся сравнительно дешево, реконструкция перекрестков в круговое движение, расширение тротуаров и приподнимание их и переходов, оборудование камерами — дороже. В Нью-Йорке программу запустили в 2014 году, год спустя доход от штрафов в связи с дорожными ограничениями составил $975 млн, и сейчас он растет в три раза быстрее, чем доход от парковки и прочих городских услуг.