Еще никогда здоровый образ жизни не был таким популярным, хотя еще буквально несколько лет назад сохранялась мода на курение в общественных местах, чрезмерное употребление алкоголя и жизнь по принципу Live fast, die young. А что же мы видим сейчас? Вместо бокала шампанского — стакан со смузи, вместо сигарет — фрукты, извечное такси летом заменяется на велосипед и самокат, в парках собираются не любители выпить, а любители йоги и танцев на свежем воздухе, ходить в спортзал стало моднее, чем в ночной клуб.
Этот, бесспорно, позитивный тренд стимулировала и популяризация здорового образа жизни как со стороны частного бизнеса — компаний из индустрии спорта, гаджетов, технологий, медицины, так и со стороны городских властей и, как следствие, создателей городской инфраструктуры. А самой актуальной тенденцией стало применение игровых технологий в ЗОЖ, способных заинтересовать и вовлечь в здоровые активности практически каждого человека. Геймификация ЗОЖ бывает в разных форматах и, как правило, включает в себя различные интерактивные формы взаимодействия с человеком и мотивируют его к действиям.
Покемоны и ЗОЖ
Сегодня почти каждый день появляются новые приложения для смартфонов, которые позволяют человеку следить за своим здоровьем, ставя различные цели и достигая их. Например, занятия спортом могут преподноситься как квест с барьерами, достижениями, уровнями. Одно из таких приложений — Reflexion Health — создал Рави Коматиредди, врач из США. Оно позволяет людям определить необходимую для них физическую нагрузку и выполнять ее под руководством врача, при этом пользователям даются все необходимые инструкции и отслеживается прогресс выполнения упражнений. Примерно по такой же системе также работают приложения Respond Well и HubBub.
Другой принцип — научить людей питаться правильно. Интересный пример в этом плане — приложение Pact, которое давало возможность его пользователям заключить с собой пакт, в котором они обязуются постоянно заниматься спортом и есть здоровую еду. При этом, если они переставали выполнять обязательства, с их карты могли списать деньги. Перед использованием приложения и, собственно, заключением пакта пользователь сам решал, какую максимальную сумму могут списать со счета. Списанные деньги выплачивались тем пользователям, которые выполняли все обязательства. К сожалению, самому приложению пришлось уйти с рынка год назад из-за ошибок в бизнес-модели, но сама идея осталась и, возможно, в скором времени найдет новых последователей.
Для людей, у которых материальная составляющая не основной аргумент для движения, было разработано приложение The Walk, которое превращает обычную прогулку в своеобразный квест: пользователю необходимо идти дальше, чтобы услышать продолжение интересной истории.
Также становятся популярными приложения-сервисы, помогающие людям сбросить вес, например MyFitnessPal. Эта программа помогает считать калории, которые человек употребляет в течение дня. Изначально закладывается норма калорий, которая необходима, и в конце дня приложение показывает, выполнил ли человек норму или нет.
Хотите — верьте, хотите — нет, но всемирно известная игра Pokemon Go, основанная на дополненной реальности, тоже способствовала популяризации здорового образа жизни: она заставляла людей больше двигаться в поисках новых покемонов. Житель Нью-Йорка Ник Джонсон даже совершил путешествие по всему миру, чтобы поймать всех покемонов.
Бизнес на ЗОЖ
Отдельная история — это различные продукты, построенные на базе «здоровых» интеллектуальных решений. Например, известный пример — африканская страховая компания Discovery, которая с помощью телематики (носимых гаджетов) отслеживала образ жизни клиентов и предлагала максимальные скидки для заядлых приверженцев здорового образа жизни.
В России тоже есть примеры продуктовой геймификации ЗОЖ, причем их запускают компании из абсолютно разных сфер. Например, оператор сотовой связи «Билайн» предлагает клиентам проходить около 10 000 шагов в день в обмен на определенный объем интернета бесплатно. У Альфа-Банка несколько лет назад существовал накопительный счет «Активи». Смартфоны с установленным приложением RunKeeper или специализированные браслеты для подсчета количества шагов подключались к онлайн-банку, и за учтенные шаги банк переводил деньги с обычного счета на «Активити» с 6% годовых.
Квестомания
Популяризация здорового образа жизни происходит не только в виртуальной сфере (возможно, чтобы некоторые из нее вышли), но и через интересные офлайн-мероприятия. Ярким примером является фестиваль Come out & Play, который ежегодно проводится в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Он превращает мегаполисы в огромную площадку для реальных уличных активных игр на день.
Повсеместно в Москве и других российских городах появляются work out площадки, на которых абсолютно бесплатно можно тренироваться в любое время не хуже, чем в фитнес-центре. Проходят различные городские акции, марафоны (чего только стоит Московский марафон, крупнейшее мероприятие по бегу в столице, участниками последнего марафона стали более 7500 человек), тематические игры, квесты, акции здоровья и т. д. В апреле 2018 года в рамках всероссийской акции «Будь здоров!» волонтеры рассказывали о важности профилактики, диспансеризации, о социальных заболеваниях и их предотвращении, проводили флешмоб-зарядки, устраивали игры, в которых каждый мог побыть врачом, и многое другое.
Также большое распространение в последнее время получают спортивные квесты. Чтобы разгадать загадку в них или выбраться из «заточения», нужно проявить не только смекалку, но и недюжинные физические способности — придется лазать по стенам, забираться на высоту, много бегать и прыгать, осваивать различные виды спорта. В квесте «Ледовое побоище», например, придется сыграть в импровизированный хоккей. Также существуют квесты, которые можно выполнять, активно гуляя по всей Москве, среди них — Geocaching. Для участия нужно зарегистрироваться на сайте или через приложение и с помощью специальной карты найти тайник с «сокровищами».
Так здоровый образ жизни распространяется по миру и во многом обязан этому именно игровым технологиям.