К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Президент богачей». Рейтинг Эммануэля Макрона упал из-за реформ

Фото POOL New / Reuters
Фото POOL New / Reuters
Давно назревшие реформы по обновлению экономики Франции обернулись для президента Макрона падением популярности среди населения с 62% до 43%

На посту президента Франции Эммануэль Макрон работает уже больше года. И хотя это совсем небольшой срок, его решительные действия по реформированию различных сфер экономической и политической жизни Франции вызвали шквал разноречивых оценок, хотя многие меры по сути направлены на решение давно назревших проблем страны. Американский Forbes назвал Макрона «лидером свободных рынков», поскольку часть его реформ направлена на поддержу бизнеса. Российский Forbes совместно с доцентом исторического факультета МГУ и специалистом по новейшей истории Франции Георгием Моисеевым подвел экономические итоги первого года работы Макрона на посту президента.

Президент никого не слушает

Опрос общественного мнения, проведенный Институтом изучения общественного мнения «KANTAR Sofres» к концу первого года президентства Макрона, показал, что 54% респондентов скорее не удовлетворены его инициативами, 34% — удовлетворены, 12% не имеют мнения на этот счет. Макрона выбрали президентом во многом благодаря его непохожести на предшественников, и многие избиратели надеялись как раз на то, что он может сдвинуть реформы с мертвой точки. Он победил на выборах на этой волне настроений. Но опросы показывают недовольство населения президентом, и главная претензия касается методов проведения реформ. В первую очередь французам не нравится авторитарный стиль Макрона: многим кажется, что он никого не слушает, ни с кем не советуется и использует приказной тон.

Налоги для богатых и быстрая езда

Опросы общественного мнения, проведенные Институтом изучения общественного мнения BVA с мая 2017 по май 2018 года показали, что из 16 мер в области внутренней политики 10 получили положительную оценку, причем эти меры касаются разных сфер жизни: от элементов парламентской реформы до корректировки правил вакцинации детей и процедур поступления в университеты. Две экономические меры — реформа трудового кодекса и законопроект об иммигрантах — вызвали диаметрально противоположные оценки, но перевес голосов оказался в сторону недовольных. Самое большое негодование населения вызвали три инициативы, две из которых касаются налогов, одна — ограничения скорости движения транспорта.

 

Принятый при нем проект бюджета Франции на 2018 год предусматривает увеличение единого социального налога. Эта мера затронет в первую очередь 60% французских пенсионеров (8 млн человек) — тех, чья пенсия превышает 1200 евро. Людям, получающим «хорошую» пенсию (€1750 в месяц), придется заплатить €357 в год. За счет этой реформы правительство намерено избавить работников частного сектора от налога на безработицу. Французы не ожидали подобного шага от Макрона, который работал на правительство социалистов и пришел к власти с масштабной реформаторской программой в политическом багаже. Увеличением социального налога недовольны 82% опрошенных.

С 1 июля 2018 года в силу вступит законопроект о снижении ограничения скорости с 90 км/ч до 80 км/ч на региональных дорогах. Можно, конечно, над этим посмеяться: одно дело — социальный налог, другое дело — ограничение скорости. Но французы любят быструю езду, а скорость ограничивается лишь там, где нет плотного движения. Причем граждан не спрашивали, поддерживают ли они введение ограничения или нет: правительство в одностороннем порядке приняло решение о его введении, считая, что это существенно снизит аварийность на дорогах. По данным кабинета министров Франции, в 2016 году на второстепенных дорогах произошло 55% всех ДТП со смертельным исходом. Новым ограничением скорости недовольны 76% респондентов.

 

За реформу налога на крупные состояния Макрон получил прозвище «президент богачей», потому что, заменив солидарный налог на состояние налогом на дорогую недвижимость он, по сути, вывел из-под налогообложения акции, облигации и другие ценные бумаги. Это, по словам оппонентов, «подарок наиболее состоятельным категориям населения». У «налога на богатство» непростая судьба. Впервые он был введен при президенте-социалисте Франсуа Миттеране в 1982 году для сглаживания  социального неравенства населения, и его ставка составляла 75%. До 1987 года этот сбор назывался «налогом на крупные состояния», но в 1987 году налог был упразднен, а через два года введен снова под названием «солидарный налог на состояние»: его платили физические лица, стоимость имущества которых превышала 1,3 млн евро. Богатые французы всегда были недовольны этим налогом, а бедные слои населения, напротив, считали плату за богатство адекватной мерой.

Макрон анонсировал реформу налога на крупные состояния в начале лета 2017 года наряду с некоторыми другими инициативами, и в итоге  все эти меры стоили ему резкого снижения рейтинга: всего за два месяца индекс популярности спикировал с 62% до 40%, и это была самая сильная потеря за первые 100 дней его президентства. Весной 2018 года индекс популярности Макрона находился на уровне 43%. В мае 2018 года 70% опрошенных французов были недовольны именно реформой налогообложения крупных состояний.

Многие французы также недовольны реформой Трудового кодекса: таких 54% по сравнению с 70% отрицательно настроенными по вопросу «налога на богатство», хотя реформа трудового рынка касается и большего числа французов. Такое число неодобрительных голосов — это хороший индикатор общественных настроений во Франции, где важным критерием является оценка социальной справедливости той или иной меры, и более высокий процент недовольных обычно свидетельствует о более сильной эмоциональной реакции на то или иное нововведение.

 

Статус экономики

Одна из главных целей реформ Макрона — это оживление национальной экономики. Он хочет, чтобы страна заняла то место в мировом хозяйстве, которое заслуживает в соответствии с размером своей территории и геополитическим положением в центре Западной Европы. Меры Макрона по сути направлены на поддержку роста экономики. Но некоторые из них являются разнонаправленными. Отменяя налог на крупные состояния, Макрон стимулирует активность крупных предпринимателей, но увеличивая единый социальный налог, он начинает ухудшать положение мелкого и среднего бизнеса (МСБ), который как раз и является главным плательщиком этого налога.

Реформируя Трудовой кодекс, который был принят после Второй мировой войны и содержал почти 10,5 тысяч статей, Макрон стремится упростить законодательство. Он хочет, чтобы в кодексе оставались только общие условия найма, а все детали найма вынести на уровень регулирования двусторонних контрактов между компаниями и работниками. Главная проблема трудового законодательства Франции сейчас состоит в том, что большая доля работодателей предпочитают не заключать контракты о полной занятости, поскольку это делает увольнение практически невозможным. Получается, Макрон, с одной стороны, ухудшает положение наемных работников и предпринимателей, а с другой — его улучшает. Но предпринимательское сообщество в целом одобряет преобразования Макрона, поскольку они направлены на решение старых проблем трудового законодательства, которое так или иначе требует модернизации.

Президент не ждет быстрых дивидендов

Запущенные Макроном реформы не могут принести быстрые результаты. Корректировка трудового кодекса одномоментно не сделает рынок труда гибким. Рост инвестиций, на которые рассчитывает Макрон, уменьшая налог на крупные состояния, также не появится  в одночасье и рассчитан на долгосрочную перспективу: стратегические инвесторы быстро не меняют решений о перегруппировке инвестиций. Увидит ли Макрон результат запущенных им реформ в статусе президента — большой вопрос: его авторитарный стиль руководства вполне может стать препятствием для переизбрания на следующих президентских выборах, которые состоятся через четыре года.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+