К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Швейцарский счет: как и сколько зарабатывает ФИФА

Фото Reuters
Фото Reuters
Forbes разбирается в бухгалтерии главной футбольной организации мира

Международная федерация футбола (ФИФА) — официально некоммерческая организация. Своими главными целями она ставит популяризацию футбола, защиту его целостности и предоставление каждому шанс сыграть в лучшую игру на планете.

Но, несмотря на некоммерческий статус, ФИФА имеет прибыль в несколько миллиардов долларов. Ожидается, что 2018 год благодаря чемпионату мира в России станет в истории организации самым успешным в финансовом плане: она заработает почти $3,9 млрд за год и $5,656 млрд — за четырехлетний цикл. Это на $656 млн больше, чем было запланировано на конгрессе ФИФА в 2014 году.

По годам доход делится так: 2015-й — $544 млн, 2016-й — $502 млн, 2017-й — $734 млн, 2018-й — минимум $3,876 млрд. Неравномерное распределение объясняется просто: ФИФА срывает банк своим флагманским турниром — финальной стадией чемпионата мира среди мужчин. Предшествующий ему год выглядит чуть лучше за счет традиционного турнира-репетиции — Кубка конфедераций.

 

Из-за этой специфики доходы ФИФА трудно сравнивать по годичным отрезкам. Тем не менее организация ежегодно выпускает финансовый отчет. 2017-й не стал исключением, причем он был весьма подробным. Это связано со стремлением ее нового босса Джанни Инфантино сделать работу финансового отдела штаб-квартиры в Цюрихе максимально прозрачной. Последние годы правления Зеппа Блаттера были отмечены лавиной новостей о финансовых злоупотреблениях. Но теперь в ФИФА живут по-новому.

Откуда у ФИФА деньги

 

Сама ФИФА выделяет пять основных источников доходов:

1) Продажа телеправ — главный актив международной федерации футбола. В XXI веке их стоимость в большинстве случаев являлась паровозом, разгоняющим финансовый успех организации. В цикле 1999-2002 они обошлись телекомпаниям в 1,625 млрд швейцарских франков, то есть по курсу на тот момент — чуть больше $1 млрд. Это больше половины общего дохода за четырехлетие (он равнялся $2,685 млрд). Любопытно, что через четыре года, в цикле 2003-06, бродкастеры выложили не намного больше — 1,685 млрд швейцарских франков ($1,3 млрд на тот момент), а доля ТВ-денег в общих доходах сократилась, но все равно превышала 50% (всего собрали 2,986 млрд швейцарских франков). Причем это фактически только права немецкого чемпионата мира-2006. Все остальные, вместе взятые, потянули только на 25 млн швейцарских франков. Зато следующий цикл (2007-10) дал серьезный подъем — сразу до $2,448 млрд ($2,408 млрд — за чемпионат мира) из $4,189 млрд общего дохода. Следующий цикл (2011-14) — вновь относительно «плоский»: $2,484 млрд за ТВ-права ($2,428 млрд за чемпионат мира), при этом их доля вновь немного просела (ведь общий доход впервые превысил $5 млрд — $5,137). Это объясняется тем, что телеправа на чемпионаты мира нередко продаются сразу пакетами на два цикла и телевизионщики логично стараются придержать коней при торгах. Российский чемпионат мира попал как раз в «разгонную» фазу. По прогнозу самой организации, он войдет в историю как первый, на котором ФИФА заработает более $3 млрд за телеправа.

2) Продажа маркетинговых прав — второй финансовый драйвер ФИФА. И здесь основные спонсорские сделки подписывают под мужской чемпионат мира. Растут они также скачкообразно. В нынешнем цикле ожидается небольшой откат — с $1,629 млрд до $1,45 млрд. Что все равно неплохо, учитывая череду скандалов, связанных с коррупцией в ФИФА. The New York Times в ноябре сообщала о больших проблемах с привлечением спонсоров вместо отказавшихся партнеров. К счастью, команда Джанни Инфантино, провозгласившая курс на новый порядок (ФИФА 2.0 – так была названа стратегия), убедила подписать спонсорские контракты к чемпионату мира три крупные китайские компании — Hisense, VIVO и Mengniu Group. А Qatar Airways стал новым партнером самой ФИФА. При этом организация сохранила отношения с долгосрочными партнерами (Visa, Coca-Cola, McDonald’s и пивовары Anheuser-Busch InBev), хотя почти все они сделали озабоченные заявления насчет облика главной футбольной организации мира.

 

3) Продажа лицензионных прав — разрешение на использования эмблемы турниров ФИФА, производство атрибутики, официальной коллекции наклеек и прочие подобные активности – приносит пока сравнительно немного, но потенциал у направления есть. Контракт может быть составлен с «предохранителем»: в него вписывается фиксированная сумма, но в случае удачных продаж она может измениться.

Для ФИФА этот тип доходов стал значимым в цикле 2003-06, когда впервые был выделен в отчете организации отдельной строкой (до этого он попадал в «разное»). В «российском» цикле — рекордный рост — сразу $363 млн при предыдущем наивысшем достижении только в $115 млн.

4) Продажа прав гостеприимства, то есть всех зон для болельщиков на турнирах под эгидой ФИФА. Причем только на финальной стадии чемпионата мира для компаний предусмотрены опции фиксированных и нефиксированных платежей. На всех остальных турнирах доходы вычисляются только в зависимости от фактических продаж. Отметим, что сюда же включены и выплаты от билетных операторов за право работать на турнире. И это еще один источник доходов, который в цикле 2015-18 побьет рекорд — на нем заработают $575 млн. Предыдущее наивысшее достижение зафиксировал цикл 2003-06 ($260 млн). Что объяснимо: на немецком чемпионате мира платежеспособных VIP-болельщиков по определению больше, чем в ЮАР и Бразилии. Европейские турниры в этом плане перспективнее, да и органический рост цен предполагал, что рекорд будет обновлен.

5) По продаже билетов рекордные цифры показал предыдущий цикл — успешный бразильский чемпионат мира позволил заработать $527 млн. К слову, и этот источник дохода появился в отчетах ФИФА отдельной графой не так давно. В цикле 2007-10 он добавлялся к «доходам от проведения соревнований». Тогда билетная программа чемпионата мира принесла более $300 млн. По итогам российского цикла 2015-18 в Цюрихе надеются увидеть на счетах $575 млн.

Для порядка отметим, что, помимо чемпионата мира, ФИФА получает доходы и от других своих турниров — это женский чемпионат мира, Кубок конфедераций, клубный Кубок мира, Кубок мира для футболистов до 20 и 17 лет и их аналоги для футболисток тех же возрастов, олимпийские футбольные турниры, чемпионат мира по мини-футболу, пляжному футболу, Blue Stars/FIFA Youth Cup и интерактивный Кубок ФИФА. Правда, их доля в общих доходах невелика. За 2016-й и 2017-й они собрали $376 млн, из которых $142 млн принес Кубок конфедераций.

 

Кроме того, финансовый отчет ФИФА фиксирует и другие, более мелкие источники дохода:

— штрафы и выплаты за рассмотрение дел в палате по разрешению споров ФИФА и других юридических органах (за 2016 и 2017 годы там собрали почти $16 млн);

— программа FIFA Quality (консультативные услуги и тестирование для производителей мячей, футбольных газонов и покрытий, технологий, фиксирующих пересечение линии ворот);

— продажа прав на фильмы и видео (почти $8 млн за два года);

 

— сдача в аренду помещений ($8,5 млн за два года);

— Музей ФИФА в Цюрихе ($7,5 млн за два года).

Что ждет ФИФА дальше

Финансовый отчет ФИФА за 2017 год делает также попытку проанализировать будущие доходы в цикле-2019-22. По прогнозам, они увеличатся на $904 млн и составят $6,56 млрд. Телеправа уйдут вверх на $480 млн, маркетинговые права — на $435 млн. Лицензионные права принесут на $97 млн больше. При этом меньший размер стадионов в Катаре по сравнению с Россией приведет к потере доходов от зон гостеприимства и продажи билетов.

 

Такие прогнозы делаются исходя из предварительных продаж. Уже подписаны контракты на 86% из $3,48 млрд от телевизионщиков и 67% от $1,885 млрд за спонсорские пакеты. В бухгалтерии ФИФА все благополучно — и прямо сейчас, и в перспективе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+