К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Меж двух огней. Как отразится налоговый маневр на стоимости бензина

Фото Alamy / TASS
Фото Alamy / TASS
Идея обнуления экспортных пошлин противоречит сдерживанию внутренних цен на топливо. Цены на бензин подскочили, потому что нефтяникам стало гораздо выгоднее экспортировать нефтепродукты, чем продавать их внутри страны

Налоговый маневр в нефтяной сфере будет завершен в 2024 году. Об этом заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев на заседании правительства.

«Мы приступили к завершающему этапу налогового маневра в нефтегазовой отрасли. Речь идет об отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и о параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых — нефти и газового конденсата. Этот процесс будет завершен постепенно, начиная с 2019 года, в течение 6 лет», — сказал Медведев (цитата по ТАСС).

Наказание для нефтяников

Ранее, 6 июня, в ходе прямой линии с Владимиром Путиным члены правительства рассказали о подготовке проекта по увеличению экспортной пошлины на нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть для сдерживания цен на топливо.

 

13 июня вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что оснований для увеличения экспортной пошлины на нефтепродукты в России сегодня нет. «Но это не означает, что через неделю она не возникнет», — отметил чиновник, считая повышение пошлины инструментом оперативного реагирования правительства в экстренных случаях.

Такого рода заявления о повышении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в очередной раз подтверждают, что на рынке нет консенсуса и ясного понимания, как действовать в текущей ситуации для отлаживания налогового механизма в нефтянке, рассказал Forbes аналитик «Атона» Александр Корнилов.

 

Повышение экспортных пошлин уже имело место в российской экономике — в 2011 году началась реформа «60-66-90». В ее рамках на бензин налагалась экспортная пошлина в 90%, чтобы избежать дефицита бензина на внутреннем рынке. Результаты реформы были неутешительными: хотя реформа и стала катализатором инвестиционной активности нефтяных компаний, но не стимулировала нефтедобычу в России.

Как отмечает Екатерина Грушевенко, эксперт Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты идет в разрез с обязательствами, которые взяла на себя Россия в рамках членства в ВТО. Более того: создание Евразийского экономического союза предусматривало гармонизацию и снижение экспортных пошлин.

Повышение экспортных пошлин в России увеличит напряжение геополитических отношений со странами-импортерами российской нефти и нефтепродуктов, в частности с Белоруссией, с которой и так много лет существуют разногласия по этим вопросам, и Европой. Последнее обстоятельство в рамках текущей ситуации может лишь ослабить конкурентоспособность российских товаров на европейском рынке, считает Грушевенко.

 

В целом фискальный инструмент в виде экспортной пошлины крайне непопулярен в мире, указывают в Энергетическом центре бизнес-школы «Сколково». Такой метод применяется лишь в нескольких странах: Казахстане, где механизм схож с российским, Аргентине, где пошлину на нефть отменили в 2017 году (до этого она была 100%-ной, то есть, фактически, запретительной). В Малайзии и Вьетнаме ставка экспортной пошлины составляет 10%, также пошлина есть она в Тунисе.

«Экспортная пошлина применяется в тех странах, которые импортируют нефть. В первую очередь она носит запретительный или ограничительный характер для защиты внутреннего рынка и потребителя — в отличие от России и Казахстана, где главной целью является не только удержание цен на внутреннем рынке, но и наполнение бюджета», — объяснила Грушевенко.

Обнуление экспортных пошлин к 2025 году 

Обнуление экспортных пошлин в значительной мере противоречит там усилиям, которые предпринимает правительство, борясь с повышением внутренних цен. Именно рост цен на бензин стал предметом критики со стороны населения и одной из ключевых тем для общения на прямой линии с президентом Владимиром Путиным.

Государство начало сокращать акцизные ставки, чтобы ограничить рост внутренних цен на моторное топливо, но при этом стало предлагать инициативы, которые дают дополнительный стимул для роста внутренних цен на топливо.

Сами нефтяники неоднократно говорили о пагубном влиянии реформы на стоимость бензина внутри страны, цены на АЗС в апреле-мае уже значительно увеличились. Например, в «Роснефти» полагают, что отмена к 2024 году экспортных пошлин приведет к выравниванию внутренних и мировых цен на топливо и их повышению, как минимум, в 1,5 раза.

 

Отсутствие компенсации 

«Налоговый маневр вместе с падением цен на нефть больно ударил по переработке, поэтому дальнейшее обнуление и снижение пошлин должно быть чем-то компенсировано. В частности, предлагается отрицательный акциз на нефть, но теперь идут дискуссии о том, кому этот акциз давать — круг бенефициаров весьма ограничен, в частности, НПЗ, которые производят более 10% нефти в виде бензина. Нефтяники должны получить взамен компенсацию», — полагает Александр Корнилов.

По его мнению, идея обнуления экспортных пошлин противоречит сдерживанию внутренних цен. Цены на бензин подскочили, так как экспортный нетбэк резко вырос относительно внутренних цен: нефтяникам стало гораздо выгоднее экспортировать нефтепродукты, чем продавать их внутри страны. «Нужно вводить рыночные стимулы для нефтяников, однако кроме отрицательного акциза (причем резко ограниченного) предложений нет», — отметил аналитик «Атона».

В рамках борьбы с ростом цен на бензин крупнейшие российские НПЗ могут получить отрицательный акциз на нефть в рамках завершения налогового маневра в нефтяной отрасли. Соответствующее предложение будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 14 июня, а через неделю на заседании правительства, после чего должно быть внесено в Госдуму.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+