Свой среди чужих: как Роналду и Месси зарабатывают миллионы для конкурентов своих спонсоров
Криштиану Роналду и Лионель Месси так долго сохраняют статус суперзвезд в самом популярном виде спорта, что успели собрать огромные армии поклонников в социальных сетях – общее число пользователей на официальных страницах двух игроков превышает 500 млн человек. Роналду и Месси поровну разделили последние десять наград лучшему футболисту сезона, при этом другой участник «дуэта» каждый раз, за исключением одного года, финишировал в этой гонке вторым. Их команды, «Реал» и «Барселона», признаны самыми успешными клубами десятилетия, выиграв семь финалов Лиги чемпионов на двоих.
Оба футболиста имеют большой опыт в рекламе, доходы от которой, по оценке Forbes, принесли Роналду $47 млн за год и $27 млн – Месси. И Роналду, и Месси весьма полезны своим коммерческим партнерам и при помощи социальных сетей повышают популярность рекламируемых ими брендов, в том числе таких монстров спортивной индустрии, как Nike и Adidas. Роналду начал сотрудничество с Nike в 2003-м, а Месси является официальным представителем Adidas с 2006 года. У обоих пожизненные контракты.
Однако, к примеру, у чемпионата Испании тоже есть свои спонсоры, поэтому Роналду и Месси, по сути, также приносят огромные доходы своим конкурентам. Логотип Nike можно увидеть каждый раз, когда Месси, представитель Adidas, выкладывает для своих 184 млн поклонников посты с фото в форме «Барселоны» – все благодаря контракту клуба с Nike. Такая же история и у Роналду, ведь «Реал» сотрудничает с Adidas. 322 млн фанатов Роналду, рекламного лица Nike, почти в каждом его посте могут разглядеть знаменитые «три полоски». В результате за последние 12 месяцев Роналду принес $216 млн Adidas, а Месси заработал $111 млн для Nike.
На этой неделе Forbes опубликовал ежегодный рейтинг 100 самых высокооплачиваемых спортсменов мира. Месси ($111 млн) и Роналду ($108 млн) благодаря своим внушительным гонорарам и рекламным доходам заняли, соответственно, вторую и третью позиции в списке. В рамках проекта аналитическая платформа Hookit, отслеживающая стоимость спонсорства в социальных и цифровых медиа, изучил истории десяти наиболее высокооплачиваемых спортсменов – с целью оценить их рейтинг в социальных медиа.
Мировые звезды футбола оставили далеко позади всех остальных спортсменов: так, при помощи постов в соцсетях Роналду ($474 млн), Неймар ($207 млн) и Месси ($106 млн) зарабатывают, как минимум, по $100 млн в год для своих спонсоров. Следующим идет боец ММА Конор Макгрегор: $36 млн благодаря 70 рекламным постам, получившим 72 млн откликов.
Hookit исследовал лайки, репосты и количество просмотров видео в постах спортсменов в Facebook, Instagram и Twitter, где в сообщении, хештеге, видео или фото упомянут бренд спонсора. Hookit оценивает тип рекламы, ее качество и использует информацию о рыночных затратах в зависимости от вида отклика и платформы, чтобы вывести стоимость каждого поста.
За последний год Роналду написал 263 поста для одного из своих спонсоров, которые получили 591 млн откликов в соцсетях. Специалисты Hookit оценили каждый пост для брендов вроде Nike, EA Sports и Herbalife в $1,8 млн.
Бразилец Неймар также проявляет серьезную маркетинговую активность в соцсетях: 205 рекламных постов и 317 млн откликов для таких спонсоров, как Nike, Gillette и Beats, согласно данным Hookit. Месси опубликовал 91 рекламный пост и получил 119 млн откликов.
Баскеболист Леброн Джеймс – лидер по рекламной активности в соцсетях среди американских спортсменов: $30,5 млн доходов за 69 постов в соцмедиа.
Роналду и Месси оказались в ловушке из-за своих сделок с Nike и Adidas, а меняться сторонами в этой конкурентной борьбе сейчас уже проблематично. Однако глава отдела маркетинга в Hookit Роджер Бройм считает, что инвестиции в сотрудничество с командами тоже могут быть эффективными. «Если выбрать правильную команду, можно собрать сразу 15 спортсменов, которые принесут значительную прибыль», – уверен он.
Конечно, заполучить два крупнейших футбольных клуба в мире (по экономическим показателям лишь «Манчестер Юнайтед» может сравниться с «Барсой» и «Реалом») стоит немалых денег. В 2016 году «Барселона» подписала новый контракт с Nike стоимостью в среднем $180 млн в год. «Реал» ежегодно получает от сделки с Adidas $100 млн.
Nike и Adidas увязли в борьбе за глобальное первенство на мировом футбольном рынке. Чемпионат мира по футболу накаляет соперничество до предела. Nike и Adidas со своими главными звездами будут стоять в одном ряду на самом масштабном спортивном мероприятии планеты. Сборная Португалии с Роналду поддерживает Nike, а Аргентина и Месси по контракту обязаны рекламировать Adidas.
Перевод Яны Воробьевой