К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Американское не предлагать. Сможет ли Россия сделать смартфон вместе с китайцами

Фото Sanjin Strukic / PA Images / TASS
Фото Sanjin Strukic / PA Images / TASS
Санкции Дональда Трампа в отношении различных компаний из России и Китая заставляют страны БРИКС задуматься о производстве собственных сматрфонов без использования американских технологий

Соединенные Штаты способны разрушать мобильные рынки целых стран. Об этом свидетельствует пример Ирана, санкции против которого подорвали целую отрасль. Следующим в списке оказался Китай.

Китайский мобильный гигант ZTE оказался на грани разорения в результате введения американских санкций. Компания из КНР фактически осталась без главных составляющих мобильных устройств — процессоров и операционной системы. И то и другое в ZTE получали из США. Решение проблемы частного производителя смартфонов вышло на уровень первых лиц. Дональд Трамп и Си Цзиньпин провели переговоры о судьбе ZTE, и, судя по первым заявлениям, лидерам двух стран вроде бы удалось договориться о сохранении китайских гаджетов на американском рынке.

Как бы ни закончилась эта история, она показывает: любая экономика на планете уязвима от санкций США, так как базовые технологические платформы созданы американцами. Без этих платформ работа смартфонов просто невозможна.

 

Даже Китай с его огромным внутренним спросом и успешными мобильным рынком не в состоянии справиться с таким натиском в одиночку. К концу 2017 года число пользователей интернета в Китае достигло 772 млн человек, из них мобильным интернетом пользуются 752 млн человек, говорится в отчете Китайского сетевого информационного центра (CNNIC).

Российские же разработки, далеко не столь успешные и массовые, как ZTE или Huawei, тем более уязвимы. Санкционный «каток» может в оин миг лишить российские продукты зарубежных рынков сбыта и замкнуть внутри не самого крупного российского рынка. В Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) емкость российского рынка мобильного интернета оценили всего в 73 млн человек. Шах и мат. Или нет?

 

Шанс для России и стран БРИКС

Выход из ситуации для неамериканских производителей смартфонов все же есть — и этот выход отчасти порожден политикой самих Соединенных Штатов. Китай уже сообщил, что намерен добиваться цифрового суверенитета, несмотря на лишения и сложности на начальном этапе пути.

Это невольно спровоцировало аналогичные стремления у соседей по блокам БРИКС (то есть Бразилии, России, Индии и ЮАР) и ЕАЭС (то есть Армении, России, Белоруссии, Кыргызстана, Казахстана). Не повторят ли эти страны судьбу Китая? А если повторят и это лишь вопрос времени, то не стоит ли начать движение к независимости уже сейчас, не дожидаясь «красной карточки» от США?

Для России, ограниченной рамками малого внутреннего спроса и индустрии разработчиков, путь изоляции не применим. Продвижение на названные выше рынки может дать России новый шанс и новых союзников. Вопрос лишь в том, как начать такую кооперацию. Во всяком случае представители китайской стороны на уровне БРИКС ранее открыто проявляли интерес к мобильным операционным системам.

 

Санкции как способ устранить конкурентов

Формальным поводом для закрытия американского рынка для ZTE и Huawei в США выбрали то, что указанные компании несколько лет экспортировали мобильные разработки Северной Кореи и Ирана в обход запрета США. Фактически же администрация президента США открыто объявила, что Huawei и ZTE представляют угрозу американской гегемонии в мобильных технологиях будущего.

Верить в то, что санкции — это инструмент чисто политического давления, можно только отчасти. В значительной мере санкции ценны уже тем, что позволяют защищать интересы своих компаний и устранять либо ослаблять конкурентов.

К примеру, секторальные санкции, принятые в августе 2017 года, явно имели своей целью влияние на российский энергетический потенциал. Можно также вспомнить санкции против «Русала», введенные в интересах продвижения американских поставщиков алюминия, а также попытки помешать строительству газовой трубы в Европу с помощью тех же санкций.

Впрочем, так происходит не всегда. Когда речь идет о партнерах, конкуренты устраняются в дружественной манере. Так поступили с некогда могущественным европейским производителем телефонов Nokia. Капитализация и продажи финского концерна падали после перехода на дружественную операционную систему от Microsoft, а затем поставщики поглотили производителя. Европейские регуляторы никак не помешали сделке, которая устраняла лидера с местного мобильного рынка.

Как готовятся к санкциям в Китае

К санкциям со стороны США заранее приготовился и другой китайский мобильный лидер — компания Huawei, занимающая третье место в мире по числу проданных устройств. Эту фирму также уличили в продаже устройств Ирану. Для борьбы с американскими лоббистами Huawei даже нанял бывшего главу отдела разработчиков пользовательского интерфейса Apple Эбигейл Броуди, а также множество бывших сотрудников Nokia. Эти люди должны помочь китайцам разработать собственную операционную систему, которая должна будет бросить вызов доминирующим сейчас Android и iOs.

 

Если Huawei попадет под санкции, то компании придется конкурировать с мировыми лидерами именно с такой системой. Сейчас она неразвита, уязвима, не поддерживается сотнями тысяч приложений и сервисов. Впрочем, ключевым словом вполне может оказаться слово «сейчас».

Очевидно, что создатели приложений ориентируются на популярные операционные системы. Построение новой мобильной экосистемы требует не только множества человеко-лет, но и усилий разработчиков из разных стран и суперпопулярности продукта среди покупателей. Без мощного рынка приложений продажи устройств пойдут вниз, а значит, Huawei потеряет интерес со стороны разработчиков софта. И тогда компания может повторить судьбу Windows Phone компании Microsoft. Ключом к процветанию может стать изначальная нацеленность на Китай и другие страны БРИКС вкупе с политической волей глав этих государств.

Переход к цифровой многополярности

В мае Дональд Трамп сослался на возможный кризис рабочих мест в Китае и приступил к переговорам с лидером КНР Си Цзиньпином о снятии ограничений с ZTE. Очевидно, что на самом деле президенту США нет никакого дела до того, сколько китайцев останется без работы. Как ясно и другое. Китаю важно сохранить производственного хедлайнера, поэтому глава государства приехал к главе Белого дома и достал из рукава некий козырь: либо что-то пообещал, либо чем-то пригрозил. Рычагов воздействия у страны предостаточно. Например, можно «убить» производство iPhone на территории КНР: все-таки все гаджеты компании Apple производятся именно там.

Как бы то ни было, к договоренности страны пришли. Но эта история снова показала, что у Америки есть рычаги воздействия даже на Китай. И если сейчас Трамп передумал закрывать для ZTE американский рынок, то через какое-то время политик может передумать и в другую сторону.

 

В Коммунистической партии Китая убеждены, что КНР нужны свои платформенные технологии — мобильная операционная система и процессоры для смартфонов. И хотя на этом рынке уже хорошо обосновались американцы, решить эту задачу все-таки можно. Для этого нужна кооперация дружественных масштабных рынков БРИКС и ЕАЭС.

Два способа вырастить свой продукт

Любой новый продукт на мировом рынке в условиях американской монополизации может появиться только в том случае, если окрепнет на рынках региональных, но достаточно масштабных. В этом случае продукт получит средства на доработку и соберет вокруг себя разработчиков софта. Так все вовлеченные в индустрию игроки, то есть разработчики программных и аппаратных решений, будут мотивированы в продвижении этого продукта в своих странах. А появление новой большой экосистемы позволит обрести цифровую независимость для всех стран-участниц ЕАЭС и БРИКС.

Вопрос состоит в том, какой путь кооперации быстрее приведет к результату. Самыми очевидными становятся два варианта кооперации. Их можно рассмотреть на примере коллективной разработки операционной системы, которой будет не хватить Huawei.

Можно попробовать распределить создание комплектующих и программной начинки устройств по БРИКС. Один делает процессоры, другой — корпусы, третий — операционную систему и так далее. Но такой подход предполагает некоторую жертвенность интересов, координацию защиты от внешних конкурентов и, главное, серьезные договоренности наднационального уровня. Смогут ли они быть достигнуты в ближайшей перспективе в рамках встреч министров коммуникации и связи или даже первых лиц стран БРИКС? И будут ли локальные разработчики достаточно замотивированы в поддержке такого продукта?

 

Возможен и альтернативный сценарий. Согласно ему, разработчики в регионе развивают единое свободное программное ядро посредством его локализованных национальных версий. Получится своего рода «цифровая франшиза». В этом случае каждый национальный рынок будет иметь заинтересантов в лице местных локализаторов, внедряющих свой продукт в стране сначала на уровне государственных структур, затем бизнеса, а уж после в сегменте B2C.

Фронтмены станут заказчиками разработки приложений в своих странах. Кроме того, все игроки будут уверены в продукте, ведь благодаря коллективному разуму над доработкой общего «ядра» будут трудиться десятки тысяч специалистов. Чтобы вовлечь местных игроков в такую коллективную работу, необходимо создать в БРИКС некий общий центр компетенций в сфере цифровых технологий.

Но уже сейчас Россия и Китай могут усилить потенциал и решимость друг друга, чтобы начать избавляться от внешней зависимости заранее. Китай с его развитыми производителями устройств заявил о движении в сторону мобильного суверенитета, но свою операционную систему так и не создал. Россия же обладает наработками в этой сфере. А значит, две страны могли бы начать обоюдно дополнять продукты друг друга необходимыми элементами, а затем развивать их совместно. Суммарный рынок мобильных технологий Бразилии, России, Индии и Китая составляет 1 млрд 890 млн пользователей.

Обретя такой спрос, местные разработки могут со временем потеснить американские мобильные платформы в регионе, а страны-участники – перестать бояться санкций со стороны США.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+