Украина просит газа. Киев хочет сохранить транзит, несмотря на «Северный поток — 2»
В Киеве считают, что шансов на остановку проекта нового газопровода «Северный поток — 2» немного, и поэтому изучают «план Б» на случай, если поставки российского газа в Германию по дну Балтийского моря все же начнутся. Речь идет о заключении с Москвой соглашений о том, что «оговоренные конкретные объемы газа Россия при любых обстоятельствах транспортирует через украинскую систему».
«Если проект «Северного потока — 2» все-таки реализуется, должны быть юридические гарантии. Не наподобие Будапештского меморандума, а конкретные межгосударственные соглашения. И не двухсторонние, а трехсторонние: между Германией, Украиной и Россией», — заявил постоянный представитель Украины при Совете Европы Дмитрий Кулеба в интервью изданию «РБК Украина».
Комментируя саму возможность «сесть сейчас подписывать газовый договор с Россией», Кулеба заверил, что всегда выступает за жесткую принципиальную позицию, но «когда ставки настолько высоки», нужен «чисто дипломатический вариант». Представитель Украины при Совете Европы отверг возможность двухстороннего соглашения между Украиной и Россией. Вместо этого Кулеба предложил заключить договор с участием Германии, которая имеет в этом вопросе собственные интересы.
По мнению украинского дипломата, Германия сейчас делает выбор между США как стратегическим партером по поставкам сжиженного газа и Россией как трубопроводным проектом. На «некоторой волне антиамериканизма в Европе» российский вариант может быть более выгоден Берлину, убежден представитель Украины. «Америка — сильный игрок, а Россия — ослабленный игрок. Поэтому их логика такова: лучше оказать поддержку более слабому игроку и потом иметь больше рычагов влияния на него», — объяснил Кулеба.
По его словам, Германия таким образом стремится получить политический рычаг и стать газовым регулятором Европы. «То есть будет два крана: один — в Москве, а второй будет в Берлине. Все. Через германскую экономику, которая сама растет и потребляет газ, она будет влиять и на Восточную Европу», — пояснил постпред Украины при Совете Европы.
Дипломат назвал строящийся газопровод «Северный поток — 2» «поводом для беспощадной войны». «Так же, как беспощадно воюют за него немцы и русские, точно так же и мы должны воевать за свой интерес. Но «план Б» должен присутствовать», — заявил Кулеба. Он признал, что поставки газа из России в Германию по «Северному потоку — 2» приведут в упадок всю газотранспортную систему Украины. «Умирает вся инфраструктура, и тогда надо все перестраивать. Кроме того, мы теряем реальные деньги. Это колоссальные убытки», — заявил дипломат.
Кроме того, по его словам, Киев теряет и свой политический рычаг, так как в этом случае «Путину будет легче воевать в Украине», ведь у Европы «будет меньше интереса вмешиваться в эту войну и защищать нас, потому что трубы нет».
Кулеба отметил, что шансы на срыв «Северного потока — 2» еще есть, ведь по поводу проекта «еще окончательно не сказали свое слово американцы». Кроме того, в ЕС есть еще два оппонента «Северному потоку — 2»: Дания и Еврокомиссия, которой новый проект «тоже не нравится, потому что он очень сильно увеличивает влияние Германии на энергетическом газовом рынке Европы», следует из интервью украинского дипломата.
Датский вопрос
Проект «Северный поток — 2» (Nord Stream 2) предполагает строительство к 2019 году двух ниток магистрального газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря. Протяженность газопровода, который должны проложить рядом с уже действующим «Северным потоком», составит 1220 км. Общая стоимость оценивается в €9,5 млрд. Для реализации проекта необходимо получить соответствующие разрешения пяти стран на строительство газопровода в их территориальных водах.
Германия стала первой из стран, выдавшей все необходимые разрешения на строительство «Северного потока — 2». 31 января 2018 года это сделало Горное ведомство Штральзунда, которое одобрило строительство и использование 55-километрового участка газопровода в территориальных водах Германии (12 морских миль) и на суше в районе Лубмина (земля Мекленбург — Передняя Померания). 27 марта разрешение на строительство 30-километрового участка газопровода «Северный поток — 2» в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) страны в Балтийском море выдало Федеральное ведомство морского судоходства и гидрографии Германии (BSH).
Также оба необходимых разрешения на строительство газопровода в своих водах выдала Финляндия. 5 апреля Министерство экономики и занятости Финляндии одобрило строительство участка газопровода «Северный поток — 2» протяженностью 374 км в своей исключительной экономической зоне в Балтийском море. 12 апреля разрешение на строительство газопровода «Северный поток — 2» в финских водах в соответствии с местным законом о воде выдало Агентство по региональному управлению Южной Финляндии.
Сейчас процедуры по выдаче разрешений на «Северный поток — 2» проходят еще в трех странах, в водах которых будет проложен газопровод: России, Швеции и Дании.
Копенгаген колеблется. 30 ноября 2017 года датский парламент принял закон, наделяющий МИД страны правом запрещать строительство силовых кабелей и трубопроводов в территориальных водах Дании в случае, если они противоречат внешнеполитическим интересам и соображениям национальной безопасности и обороны страны. Ранее решение о том, может ли газопровод «Северный поток — 2» пройти через датские воды у острова Борнхольм, могло принимать только Датское энергетическое агентство (ДЭА) на основании экологических соображений. Теперь решение должен принять МИД Дании.
На всякий случай Nord Stream 2 AG проработала альтернативный вариант маршрута газопровода «Северный поток — 2», который будет проходить в международных водах и не подпадет под влияние возможного датского запрета.
Украинские терзания
Украина выступает категорически против «Северного потока — 2», опасаясь прекращения транзита российского газа в Европу через свою территорию. Коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко оценил экономические потери Украины от запуска проекта «Северный поток — 2» в 3% ВВП, или в $3 млрд.
В 2017 году экспорт российского газа в страны Евросоюза вырос на 8,4% и достиг 194,4 млрд кубометров (доля «Газпрома» на рынке ЕС выросла за год с 33,1% до 34,7%). После ввода в эксплуатацию «Северного потока — 2» Россия сможет поставлять в Европу 110 млрд кубометров газа ежегодно с учетом действующего с 2012 года газопровода «Северный поток», также идущего в обход территорий Украины. В настоящее время объем транзита российского газа через территорию Украины составляет 94 млрд кубометров.
5 марта 2018 года «Газпром» начал процедуру расторжения контрактов с НАК «Нафтогаз Украины» на поставку и транзит газа. Это произошло после того, как Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма вынес решения по спорам «Газпрома» и «Нафтогаза», обязав российскую компанию выплатить украинской стороне за недопоставку газа по транзитному договору $4,63 млрд (с учетом встречных требований сумма была снижена до $2,56 млрд).
«Газпром» увидел в решении суда дисбаланс в пользу Киева. «Мы категорически против того, чтобы за наш счет решались экономические проблемы Украины. В такой ситуации продолжение действия контрактов для «Газпрома» является экономически нецелесообразным и невыгодным», — заявил по этому поводу глава российской монополии Алексей Миллер.
Канцлер Германии Ангела Меркель не раз увязывала «Северный поток — 2» и украинский транзит на переговорах с президентом России Владимиром Путиным. 10 апреля она заявила, что в телефонном разговоре с Путиным «четко обозначила», что проект «Северный поток — 2» невозможен без создания у Берлина ясности по поводу роли украинского транзита.
18 мая Владимир Путин после переговоров с канцлером Германии в Сочи заявил, что после запуска «Северного потока — 2» не предполагается остановка транзита российского газа через Украину. Президент подчеркнул, что поставки будут продолжены, «если они будут экономически обоснованными и целесообразными для участников экономической деятельности».
Глава «Газпрома» Миллер ранее заявлял, что российская компания никогда не ставила вопрос о полном отказе от транзита через Украину. По его словам, если Киев докажет экономическую целесообразность нового контракта, то транзит может сохраниться в объеме 10–15 млрд кубометров в год.
«Украина не пойдет на такие объемы, потому что для Украины они будут экономически невыгодными. То есть нам надо будет вкладывать средства, чтобы прокачивать такие объемы газа», — заявил по этому поводу глава Минэнерго Украины Игорь Насалик. Он заверил, что Киев будет настаивать на сохранении транзита российского газа в объеме не менее 40 млрд кубометров.
Подход США
Против «Северного потока — 2» выступает Вашингтон. 29 января 2018 года вступил в силу закон «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), подписанный президентом США Дональдом Трампом 2 августа 2017 года. Документ расширяет ряд секторальных санкций против российской экономики и вводит ограничения против российских энергетических проектов, в том числе в Европе.
В отдельном пункте закона говорится о стремлении США воспрепятствовать проекту «Северный поток — 2». «Продолжать противостоять «Северному потоку — 2», учитывая его пагубные последствия для энергетической безопасности Европейского союза, развития газового рынка в Центральной и Восточной Европе и энергетических реформ на Украине», — отмечается в документе.
Президент США Дональд Трамп даже пригрозил канцлеру Германии Ангеле Меркель трансатлантической торговой войной в случае, если Берлин продолжит поддерживать проект газопровода «Северный поток — 2». Об этом сообщило в четверг, 17 мая, агентство Dow Jones со ссылкой на немецких, американских и европейских правительственных чиновников. По их словам, на встрече в Вашингтоне в апреле этого года глава Белого дома сказал Меркель, что Германии следует отказаться от поддержки проекта «Северный поток — 2». А взамен США начнут с ЕС переговоры о новом торговом соглашении.
В основе требований Трампа желание США сменить Россию в качестве поставщика газа в европейские страны. Речь идет об увеличении поставок в Европу сжиженного природного газа (СПГ). «Я понимаю президента США, он защищает интересы своего бизнеса, хочет продвинуть на европейский рынок свой продукт», — заявил 18 мая Путин по итогам переговоров с Меркель в Сочи. «Мы со своей стороны работаем. Мы считаем его [проект «Северный поток — 2»] выгодным для нас, будем за него бороться», — подчеркнул президент России.