Сегодня рынок каршеринга в России развивается семимильными шагами — еще недавно для поминутной аренды было доступно несколько сотен автомобилей от пары операторов, а сейчас численность автопарка только в Москве составляет около 8000 автомобилей, а операторов уже почти два десятка. Помимо столицы сервисы поминутной аренды автомобилей активно развиваются в Петербурге, Краснодаре, Новосибирске и других городах-миллионниках. И не стоит забывать о Сочи — жители двух столиц активно посещают курорты этого региона и им необходима определенная инфраструктура, к которой они привыкли.
Смена парадигмы
Все это говорит о том, что каршеринг в России наконец-то распробовали, а это произошло далеко не сразу: поначалу его воспринимали как разновидность привычной суточной аренды автомобилей, еще один способ съездить «на дачу, на шашлыки». Постепенно, в том числе благодаря интеграции каршеринга в московскую парковочную систему, горожане начали использовать его как повседневный транспорт для рутинных поездок из точки А в точку Б.
Тогда каршеринг стали сравнивать с такси, хотя это тоже не совсем верно: сервисы абсолютно разные — как по уровню приватности, так и по степени контроля над ситуацией и пользовательским моделям. Мы интегрировали такси в наше приложение каршеринга, потому что уверены — эти сервисы не являются конкурентами. Просто в одной ситуации пользователь выберет автомобиль без водителя, в другой — с водителем, а в третьей и вовсе встанет на электросамокат.
И только недавно пользователи наконец-то стали сравнивать арендные автомобили с персональными — и вот тут-то наконец стала заметна денежная выгода. Ведь каршеринговый автомобиль по восприятию ближе к личному, чем такси, но при этом дешевле, так как вы платите только за минуту использования, и не несете на себе множество скрытых трат вроде амортизации автомобиля, регулярного ремонта и страховки, платы за использование городских парковок.
Портрет клиента
Аудитория каршеринга достаточно пестрая: сервисом пользуются как люди, никогда не имевшие личного автомобиля, для которых это один из самых простых и недорогих способов сесть за руль, так и продавшие свои личные автомобили для упрощения мобильности в городе. Значительная доля аудитории обладает собственными машинами: каршеринг они используют ситуативно. Скажем, в пятницу до бара доехать.
У нашего сервиса это в основном молодые люди в возрасте до 27 лет с доходом выше среднего. Это представители так называемого креативного класса, менеджмента среднего звена, и так далее. При этом важно понимать, что рынок уже делится по сегментам — если наш продукт обладает премиальным позиционированием, то не так давно появились настоящие лоукостеры, предлагающие автомобили отечественных брендов.
Сегментация рынка в разгаре: аудитория есть и для лоукост, и для среднего, и для премиального сегментов. Более того, люди предпочитают использовать разные автомобили в разных ситуациях, из-за чего один и тот же клиент сегодня может ездить на маленьком ситикаре, завтра ему потребуется вместительный внедорожник, а послезавтра он не прочь прохватить на кабриолете. Поэтому сервису очень важно постоянно пробовать новые и новые автомобили. В прошлом году мы первыми вывели на рынок электромобили, а в этом начали активно работать с автопроизводителями, чтобы запускать новые модели в поминутную аренду сразу со стартом их продаж в России.
Работа на перспективу
Даже при таком бурном росте как сейчас, рынок еще далек от насыщения. Эксперты оценивают емкость Москвы в 20-30 000 автомобилей. То есть, на сегодняшний день столичный рынок насыщен не более, чем на треть. В других городах эта цифра, пожалуй, еще меньше — там каршеринг только зарождается. Важно понимать, что для развития сервиса поминутной аренды автомобилей в регионах необходима поддержка местных властей.
Сейчас все участники активно наращивают парк, лидеры рынка уже определились, и у каждого из них свое позиционирование и своя модель развития. Например, наша платформа открыта для всех операторов. И за счет этого растет парк доступных для пользователя нашего сервиса автомобилей. Мы инвестируем как в собственный автопарк, так и в IT-платформу, а кто-то наращивает свои мощности путем поглощения и слияния с другими операторами. Попутно возникают дополнительные проекты: сегодняшний тренд — это шеринг электросамокатов. Индустрия развивается в России, пожалуй, активнее, чем где бы то ни было в мире — и, принимая из-за границы лучшие практики, адаптирует их к особенностям нашего рынка, отечественные игроки создают уникальные и востребованные продукты.